15.05.2007

Microsoft и Yahoo! загнаны в Google. Вернуть утраченные позиции им не поможет даже слияние

На минувшей неделе на рынке появилась информация о том, что компании Microsoft и Yahoo! ведут переговоры о слиянии, объем которого оценивается, по разным данным, от $50 млрд до $60 млрд. Эксперты говорят, что возникновение новых слухов о мегаслиянии обусловлено продолжающимся бурным ростом главного конкурента Microsoft и Yahoo! – компании Google – и падением популярности интернет-сервисов Microsoft и Yahoo!. По мнению наблюдателей, даже если слухи об объединении так и останутся слухами, участникам рынка необходимо срочно принимать решительные меры, чтобы отрыв Google не стал подавляющим.

Слухи об идущих между Microsoft и Yahoo! переговорах циркулировали на рынке еще год назад, но тогда, по неофициальным данным, компании к соглашению не пришли. Сейчас же о вероятной покупке компании Yahoo! за $50-60 млрд заговорили вновь. Как и в прошлом году, информация о возможной мегасделке вызвала бурную реакцию на рынке – акции Yahoo! подскочили на 18%, до $33,2. По мнению экспертов, спекуляции об альянсе Microsoft и Yahoo!, в какой бы форме это ни произошло – полного объединения или сотрудничества в какой-либо отдельной сфере, иллюстрируют развернувшийся новый этап конкурентной борьбы между лидерами интернет-рынка.
Конкуренты Google
Главным раздражителем считается компания Google, которая с завидным постоянством показывает впечатляющие результаты во многом благодаря успешной работе на рынке интернет-рекламы. Наблюдатели настолько привыкли к бешеным темпам роста продаж Google, что даже малейшее замедление темпов вызывает недоумение рынка. Например, когда в начале февраля Google сообщила, что за последние три месяца 2006 года ее прибыль составила $2,23 млрд, акции Google на биржах в США и Европе упали на 5,6%. Аналитики тогда объяснили это тем, что прибыль оказалась всего на $40 млн выше, чем предполагали эксперты, а инвесторы ожидали от компании большего.
В отличие от Google компания Yahoo! последнее время не балует впечатляющими результатами: 17 апреля она опубликовала данные по первому кварталу 2007 года, согласно которым ее чистая прибыль упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – со $160 млн до $142 млн. Как следствие, котировки акций Yahoo! обрушились после публикации отчета более чем на 11%. Рыночная доля Yahoo! в США только в апреле этого года упала до 21,2% по сравнению с 22,3% в апреле 2006 года. Успехи Microsoft на рынке интернет-поиска также не впечатляют: рыночная доля поисковой системы Microsoft – MSN – снизилась с весны прошлого года с 13% до 9%. Эксперты полагают, что продолжающийся рост доли Google, с одной стороны, и падение доли MSN и Yahoo! – с другой, и являются причиной вновь появившихся слухов об объединении конкурентов Google. Представитель инвестбанка Bank Degroof Group Вим Цваненбург считает, что "Microsoft не сможет справиться с Google в одиночку, если вы хотите играть значительную роль, вам нужно наращивать рыночную долю и бороться за более высокие позиции". Сами компании Microsoft и Yahoo! заявили, что не комментируют информацию о переговорах.
Чудеса слияния
Слияние компаний Microsoft и Yahoo! кажется единственным способом подорвать господство Google в онлайн-мире, которое все более походит на доминирование Microsoft в бизнесе программного обеспечения. Ни один из более мелких игроков сектора и обе компании поодиночке не могут противопоставить себя Google. "Слияние создало бы нового монстра рекламной арены, суперпортал",– говорит Джим Ланзоун, глава поисковика Ask, подразделения IAC Search & Media. Объединенный гигант получил бы наибольшую аудиторию в сети, намного более убедительный рекламный механизм и, наконец, непоколебимые позиции на рынке интернет-поиска. Однако даже объединенная компания будет несколько уступать Google по показателям доходов от онлайн-рекламы (см. таблицу).
За несколько лет Google стремительно вырвалась вперед и теперь занимает доминирующие позиции на рынке интернет-поиска. Рост доходов компании в 2006 году составил 73%. Контролируя около четверти всего рынка онлайн-рекламы, Google начала принимать заказы на размещение рекламы в печатных изданиях, а также на радио и телевидении. Например, в середине апреля Google заключила долгосрочное партнерское соглашение с компанией-радиовещателем Clear Channel Radio о размещении контекстной рекламы на 675 принадлежащих ей радиостанциях. В рамках соглашения рекламодатели Google смогут размещать свою рекламу на этих радиостанциях. Работа с радиостанциями будет вестись на основе сервиса радиорекламы Google AudioAds, который Google тестирует еще с декабря прошлого года. Общее число радиостанций в системе AudioAds достигло теперь 1,6 тыс.
Для других игроков рынка Google представляет реальную угрозу: компания с рыночной стоимостью $147 млрд вполне могла бы установить контроль над быстроразвивающимся рекламным рынком. Особенно часто эти опасения стали звучать после серии громких приобретений: компании YouTube за $1,65 млрд в октябре прошлого года и DoubleClick за $3,1 млрд в апреле этого года.
Неудивительно, что конкуренты всерьез озаботились своим положением на рынке. Совместными усилиями, если учитывать лидирующие позиции Yahoo! в визуальной рекламе, успешные графические сервисы Microsoft, а также опыт запущенной в феврале поисковой рекламной системы Yahoo Panama, компании могли бы гораздо более эффективно конкурировать с Google.
Только слова
И все же несмотря на все преимущества потенциального слияния, аналитики полагают, что полномасштабного объединения Microsoft и Yahoo! в ближайшее время не предвидится. Если учесть, что крупнейшей в истории Microsoft была покупка в 2001 году компании Great Plains Software, за которую она заплатила $1,1 млрд, то приобретение Yahoo! за $50-60 млрд выглядит маловероятным.
Эксперты также отмечают, что, случись слияние, координирование работы компаний заняло бы не менее двух лет. Основной проблемой является то, что многие предоставляемые компаниями онлайн-услуги и сервисы пересекаются.
К тому же, как ранее высказался о планах компании вице-президент Yahoo! по рыночным стратегиям Джефф Вейнер, "мы не будем соревноваться с Google, пытаясь стать Google... мы готовы соперничать, оставаясь Yahoo!".
В пользу такого развития событий говорят и недавние шаги конкурентов Google: в середине апреля Yahoo! выкупила за $680 млн 80% акций онлайн-системы обмена рекламой Right Media, 20% акций которой она приобрела в октябре 2006 года. Right Media предлагает рекламодателям и продавцам рекламного пространства площадку для покупки-продажи рекламных показов на Web-страницах в режиме реального времени. Этот шаг расширяет рекламные возможности Yahoo! за пределы ее собственной сети сайтов. "Вы бы никогда не предприняли подобного шага, если бы собирались в ближайшее время продавать компанию",– прокомментировала Элен Симинофф, глава маркетинговой аналитической компании Efficient Frontier покупку Right Media.
В свою очередь, Microsoft объявил на состоявшемся в минувший вторник ежегодном собрании об увеличении финансирования на развитие онлайновых и рекламных сервисов.
Глава компании Стив Балмер на прошедшей 10 мая конференции "Software`2007" подтвердил, что Microsoft готов к крупным приобретениям. Эксперты отмечают, что, скорее всего, Microsoft продолжит покупать небольшие частные компании вроде приобретенной в минувшую среду миноритарной доли сайта вакансий CareerBuilder.com.
Таким образом, эксперты приходят к выводу, что компании скорее выберут путь сотрудничества, чем договорятся о слиянии.
ЕКАТЕРИНА Ъ-ДУДАРЕВА



Крупнейшие игроки мирового интернет-рынка
КомпанияMicrosoftYahoo!Google
Рыночная стоимость ($ млрд)29638147
Численность сотрудников (тыс.
чел.)
75,611,712,2
Годовой доход за 2006
финансовый год ($ млрд)
44,286,4310,6
Доходы от рекламы в 2006
финансовом году ($ млрд)
2,294,567,3



"Объединение двух слабых игроков редко приводит к появлению мощного игрока"
О том, почему покупка Yahoo! была бы для Microsoft рискованным ходом, рассуждает аналитик американской исследовательской компании JupiterResearch КЕВИН ХАЙСЛЕР.
– Как вы прокомментируете слухи о покупке Yahoo! корпорацией Microsoft и общую активизацию на рынке – покупки Doubleclick и Right Media компаниями Google и Yahoo! соответственно?
– Я не думаю, что слияние Microsoft–Yahoo! произойдет. Покупка Yahoo! была бы для Microsoft очень рискованным ходом. Подразделения обеих компаний за последнее время много работали над тем, чтобы преуспеть на интернет-рынке, но, несмотря на все предпринятое, обе уступают Google и в поиске, и в рекламе. Поэтому арифметика здесь проста и логична – объединение двух слабых игроков редко приводит к появлению мощного игрока.
Что же касается недавних покупок Doubleclick и Right Media, они не имеют отношения к возможным переговорам. Если бы Microsoft хотела купить рекламную компанию, подобную Doubleclick, она могла это сделать – таких компаний предостаточно.
– Насколько компании могут быть заинтересованы в слиянии и каковы препятствия?
– Для Microsoft двумя наибольшими препятствиями являются масштабность сделки и опыт слияний. Microsoft никогда не участвовала в сделках подобного масштаба. Даже при самом благоприятном раскладе такое слияние станет для Microsoft огромным испытанием.
Кроме того, многие подразделения компаний дублируют предоставляемые услуги и сервисы.
С другой стороны, совершенно очевидно, что глава Yahoo! Терри Семел в сложившемся положении вынужден искать способы повышения показателей компании. К сожалению, сервис Yahoo! Panama не сможет обеспечить настолько существенный рост доходов. Microsoft же, в свою очередь, чувствует все возрастающую конкурентоспособность Google и собственную неспособность преуспеть в поисковой рекламе.
– Что такие гиганты, как Yahoo!, Microsoft и AOL, могут противопоставить росту Google? Как они могут бороться с превосходством Google?
– Платная поисковая реклама – это единственный способ конкурировать с Google. Ни одна из других услуг Google не представляет такой существенной рыночной ценности и не приносит столько доходов. На услуги Hotmail и Yahoo Mail, например, подписано гораздо больше пользователей, чем на почтовый сервис GMail.
– Что помимо развития сервисов онлайн-рекламы могут сделать компании, чтобы составить достойную конкуренцию Google?
– Как бы то ни было, в основе всего лежит онлайн-реклама. Поисковая реклама – это деловая модель для поддержания все остальных онлайн-сервисов. Для Microsoft это означает, что компания должна найти способ, чтобы заставить ее работать, к тому же все больше конкурентов начинает предлагать бесплатное программное обеспечение онлайн.
Интервью взяла ЕКАТЕРИНА Ъ-ДУДАРЕВА



"В ближайшие два-три года крупнейшие игроки российского рынка поисковых систем вряд ли решатся продать бизнес"
Российские поисковые системы в интернете находятся в стадии быстрого роста, поэтому продавать их пока не имеет смысла, считает директор центра анализа инвестиционных проектов в сфере IT ИК "Финам" ЭЛИНА Ъ-КАРАЕВА.
– Чем, на ваш взгляд, интернет-ресурс Yahoo! может быть интересен Microsoft? Почему инвесторы готовы платить десятки миллиардов долларов за сайты?
– Интерес Microsoft очевиден. Yahoo!, несмотря на то что является софтверной компанией, получает деньги не от продажи программного обеспечения, а от рекламы и сервисов. Этой же бизнес-модели придерживается и Google. Microsoft же, несмотря на наличие ресурса MSN, по большому счету зарабатывает именно на продаже ПО. Microsoft прекрасно понимает перспективность сервисной модели и пытается укрепить свои позиции в этой сфере. Покупка Yahoo! была бы логична, ведь это ресурс с огромной аудиторией – гораздо проще заплатить за нее деньги, чем привлекать пользователей на собственный сайт. Что касается цен, то они вполне рыночные. По нашим оценкам, Yahoo! стоит сейчас около $50 млрд, а Google и того больше – примерно $148 млрд.
– Такие цифры обусловлены развитостью западного интернет-рынка и большим числом англоговорящих пользователей. Расскажите, пожалуйста, о российском рынке. Какие тенденции на нем преобладают?
– Российский сегмент интернета очень быстро растет – как в деньгах, так и пользователях. В частности, объем контекстной рекламы в прошлом году составил $110 млн, в то время как в 2005 году этот показатель был на уровне $40 млн, а в 2002 – всего $1,8 млн. Получается, что всего за четыре года рынок вырос более чем в 60 раз. За это время внушительно выросло и число пользователей интернета в России – сейчас их 26 млн. По нашим прогнозам, к 2012 году доступ в сеть будет иметь примерно 50% жителей страны. Результатом такого бурного роста стало появление крупных игроков с внушительной капитализацией. Среди них можно выделить "Рамблер" и "Яндекс", которые, по нашим оценкам, стоят $800 млн и $1,6 млрд соответственно.
– Очевидно, эти компании привлекательны для инвестиций. Можно ли, на ваш взгляд, ожидать в ближайшее время крупных сделок на рынке поисковых систем?
– Такие сделки уже были. В частности, холдинг "Проф-Медиа" выкупил контрольный пакет акций "Рамблера" более чем за $260 млн. Впрочем, в ближайшие два-три года крупнейшие игроки российского рынка поисковых систем вряд ли решатся продать бизнес. Сейчас это невыгодно, поскольку компании быстро растут и наращивают капитализацию. К примеру, "Яндекс" в прошлом году удвоил выручку – она составила $72,6 млн. Прибыль компании увеличилась на 139%, до $29,9 млн. Разумеется, вряд ли кому-то придет в голову продавать такой бизнес.
С другой стороны, на рынке есть поисковики с незначительной аудиторией, но узнаваемыми брэндами. Они вполне могут заинтересовать инвесторов, в том числе и зарубежных. Интересным можно назвать сайт "Апорт". Его суточная аудитория не впечатляет: всего 150 тыс. человек против 4 млн у "Рамблера". Но если "Апорт" найдет стратегического инвестора, готового вкладывать в компанию на протяжении двух-трех лет, то ресурс может войти как минимум в пятерку самых посещаемых.
Интервью взял АЛЕКСАНДР Ъ-МАЛАХОВ



КоммерсантЪ