14.05.2007

"Справедливая Россия" борется против политического влияния алкоголя и табака. Производителям этой продукции запретят спонсировать партии



Представители партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов и Евгений Ройзман в пятницу выступили с законодательной инициативой, которая в случае своего принятия запретит производителям и оптовым торговцам алкоголя и табака финансировать политические партии.
Подобная забота о здоровье нации логично вписывается в предвыборную линию партии: это поможет не только повысить лояльность избирателей, но и существенно уменьшить финансовые вливания политических конкурентов, региональными спонсорами которых являются представители алкогольного и табачного бизнеса.

По мнению экспертов, принятие этого законопроекта приведет к увеличению "черных касс" партий.
Законопроект также запрещает юридическим лицам, занимающихся производством или оптовой торговлей этиловым спиртом, алкогольной или табачной продукцией, перечислять пожертвования политическим партиям и их региональным отделениям, а также в избирательные фонды кандидатов на выборы всех уровней (равно как пожертвования в фонды референдумов).

Запрет распространяется и на производителей пива и напитков на его основе. Авторы законопроекта видят в этой мере "противодействие лоббированию узкокорпоративных интересов производителей и поставщиков данной продукции в ущерб интересам общества и государства". В пояснительной записке к законопроекту даже приводится тот факт, что во Франции руководители компаний-производителей и оптовых продавцов табачной продукции не могут принимать участие в выборах

"Единая Россия", которая является оппонентом "Справедливой России" настроена критически по отношению к законопроекту. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский заявил РБК daily: "При существующей финансовой системе в стране никто никогда не докажет, что деньги идут именно от производителей табака или алкоголя. Если кто-то захочет что-то профинансировать, то он это сделает". Он также добавил, что "Единую Россию" спонсируют представители алкогольного или табачного рынка.

Авторы законопроекта отрицают тот факт, что новая законодательная инициатива направлена против "Единой России". Господин Ройзман в свою очередь заявил РБК daily: "Я вношу свой проект против ситуации в стране, я вижу, как работает алкогольное лобби - ни в одной другой стране нет такого влияния производителей алкоголя на принятие решений".

Глава отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев считает, что новый проект не повредит табачной индустрии. "96% участников рынка - транснациональные корпорации, у них нет интереса обрабатывать политические партии, они решают свои проблемы через финансирование отраслевых ассоциаций, а российские табачные компании довольно слабы, чтобы поддерживать политиков. Со стороны Миронова это звонкий пиар", - заявил он. Королев также заметил, что примеров финансирования политических партий со стороны производителей табачной продукции очень мало. Таким прецедентом, по его словам, можно считать разве что финансирование кампании в Ростове по выборам в Госдуму бывшего директора и совладельца компании "Донской табак" Ивана Саввиди.

Независимый эксперт в области избирательного права Вадим Прохоров считает, что проблема является надуманной. Он не видит причин запрещать финансирование политических партий производителям продукции, которая пользуется спросом и вполне законна. По словам Прохорова, принятие такой нормы приведет лишь росту объема партийных черных касс.


Коллаж "Ленты.Ру" по мотивам советского плаката 1954 года с сайта plakaty.ru