18.04.2007

"Росспиртпром" создает "Кристаллу" нового оптовика. В продвижение собственных марок будет вложено $9 миллионов



У московского завода "Кристалл" к концу апреля появится третий дистрибутор, ориентированный на продажу собственных марок предприятия. Крупнейший акционер предприятия ФГУП "Росспиртпром" создает новую структуру - ТД "Чистый кристалл", которая займется продвижением трех новых марок: "Самокатная" (110 руб. в рознице за 0,5 л), "Премиальная" (140 руб.) и "Чистый кристалл" (240 руб.). На продвижение новых марок "Кристалл" планирует потратить до конца года 9 миллионов долларов, - сообщает "Коммерсант".

В настоящее время у завода "Кристалл" два эксклюзивных дистрибутора, на каждого из которых, по неофициальной информации, приходилось в прошедшем году порядка 50% всех отгрузок завода. Второй крупнейший после государства акционер предприятия - компания "Кристалл-Лефортово" контролирует порядка 36% акций завода. На "Кристалле" "Кристалл-Лефортово" разливает собственные марки "Эталон" и "Медаль". Группа "Алкомир"/"Винэксим" разливает по контракту на "Кристалле" собственную марку "Путинка", а также по сублицензии ФКП "Союзплодоимпорт" - бренды "Столичная" и "Московская". Всего в 2006 году завод выпустил 7,436 миллионов дал ликероводочной продукции, оборот завода составил порядка 400 миллионов долларов.



ТД "Чистый кристалл" сейчас оформляет арендные договоры на складские помещения. По сведениям участников рынка складской недвижимости, структуры "Росспиртпрома" ведут переговоры по аренде складских мощностей комплекса "MLP-Подольск". В консалтинговой компании Knight Frank, сопровождающей сделку, от комментариев отказались.


По словам представителя ФГУП "Росспиртпром" Дмитрия Доброва, у "Кристалла" действительно появится новый дистрибутор. "Скорее всего, это будет уже существующая компания, аффилированная с заводом, однако мы не исключаем, что в ее капитале будут участвовать сторонние инвесторы",- добавил господин Добров. Он подчеркнул также, что у "Росспиртпрома" "связаны большие ожидания" с новыми марками "Кристалла". "Мы не хотим, чтобы "Кристалл" оказался в положении, когда один из дистрибуторов завода диктовал бы условия работы предприятия, как это уже было в 2003 году",- признался Дмитрий Добров. Напомним, что конфликт между руководством завода и крупнейшим на тот момент дистрибутором "Кристалла" - группой компаний "Гросс" в 2004 году вылился в то, что "Кристаллу" пришлось отдать "Гроссу" эксклюзивный контракт на сбыт "Гжелки" в России. Дистрибутор, накопивший огромный товарный запас, начал угрожать заводу дестабилизацией продаж самой ходовой марки "Гжелка".


Президент SPI Group Андрей Скурихин, выражая мнение ряда участников рынка, заявил, что основная роль в управлении предприятием была до сих пор у "Кристалл-Лефортово", "Росспиртпром" же практически не занимался развитием завода. "Предприятие работало в основном как контрактный производитель, а для такого крупного предприятия, как "Кристалл",- это передача части прибыли в чужой карман", - сказал он. Самостоятельное построение дистрибуции, по его мнению, дает возможность контролировать продажи и увеличивать прибыльность бизнеса. Гендиректор "Кристалл-Лефортово" Виктор Алексеев категорически отказался комментировать изменения в сбытовой схеме завода.


"'Росспиртпром", несомненно, приобретает определенную независимость от "Кристалл-Лефортово", ведь, несмотря на участие обеих структур в акционерном капитале завода, отношения у них хоть и партнерские, но и коммерческие",- считает гендиректор "Русского алкоголя" Сергей Сорокин. На московском рынке, по его словам, не хватает эффективных оптовых компаний, поэтому появление нового игрока на нем будет своевременным: "Возможно, впоследствии ассортимент 'Чистого кристалла' пополнится марками и других производителей помимо завода "Кристалл'".

Господин Сорокин оценивает затраты на развитие дистрибутора только в Московском регионе в размере 20-30 миллионов рублей в первые два года. По оценкам гендиректора "ОСТ-Трейд" (дистрибуторское подразделение группы ОСТ) Андрея Савельева, затраты на развитие ТД "Чистый кристалл" могут достичь и нескольких десятков миллионов долларов. "Впрочем, - полагает господин Савельев, - сейчас "Кристалл-Лефортово" торгует другими собственными марками "Кристалла" - например, "Старая Москва", "Прозрачная", "Завалинка", "Привет". Если часть этих марок будет передана новому дистрибутору, это может сократить затраты на развитие проекта",- пишет "Коммерсант".