18.04.2007
Russian Food&Drinks

И это все о нем. Обзор московского рынка молочной продукции

Исследования компании «Решение»

  Сегодня на молочном рынке Москвы представлено большое количество торговых марок. Однако производителей на рынке молока далеко не так много. Основным «поставщиком» торговых марок является компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (Москва) – этот «монстр» молочной отрасли имеет в своем активе более 1100 видов продукции. При этом компания продолжает развиваться и расширять ареал своего влияния – в середине ноября 2006 года она приобрела 93,73% акций ОАО «Очаковский молочный завод» (Москва). В результате этой сделки «Вимм-Билль-Данн» получил права на обладание такими торговыми марками, как «33 коровы», «33 удовольствия», «Кремлевские продукты», «Пастушок». Таким образом, компания пополнила свою «коллекцию» торговых марок, хорошо известных потребителям.
  Эксперты полагают, что покупка Очаковского МЗ позволит «Вимм-Билль-Данну», уже владеющему тремя крупными заводами в Москве, занять более половины молочного рынка столицы.
  Компания «Решение» (Санкт-Петербург) проанализировала положение торговых марок на столичном рынке молока с помощью инициативного проекта BrainSticker Rating FMCG («Рейтинг марок товаров постоянного спроса»). В октябре 2006 года, то есть буквально за месяц до приобретения «Вимм-Билль-Данном» Очаковского молочного завода, была проведена шестая волна исследования. Это дало возможность изучить марочные предпочтения покупателей на рынке молочной продукции практически накануне завершения стратегически важной для компании сделки.
  Результаты исследования подтвердили, что фактически на столичном рынке молока между собой конкурируют не столько производители, сколько марки компании-лидера (рис. 1).

1

  Так, самыми известными являются марки «Домик в деревне» и «Лианозовское» - по данным на октябрь 2006 года, «Домик в деревне» назвали 50,6% всех опрошенных и 52,6% покупателей молочной продукции. Эта марка известна и 20,6% респондентов, которые не покупают молочные продукты.
  Что касается марки «Лианозовское», то ее знают 36% всех опрошенных, 37,6% покупателей и 14,3% непокупателей молочной продукции.
  В августе 2006 года третью, четвертую и пятую позиции в рейтинге известности занимали марки конкурентов «Вимм-Билль-Данна» – это «33 коровы» (Очаковский МЗ), «Останкинское» (Останкинский МЗ) и «Пастушок» (Очаковский МЗ). Однако в октябре ситуация несколько изменилась: улучшить показатели известности удалось только ТМ «33 коровы» – с 11 до 20% от числа респондентов, в то время как «Останкинское» существенно утратило свои позиции – с 16 до 11%. А снижение данных показателей у ТМ «Пастушок» (так, известность этой марки среди всех респондентов упала в период август–октябрь 2006 года с 6,7 до 4,7%, похожая ситуация наблюдается и с показателем известности среди покупателей данной марки) привело к тому, что она переместилась на шестое место, пропустив вперед очередную марку «Вимм-Билль-Данна» «Веселый молочник», которая, в свою очередь, также несколько утратила позиции за рассматриваемый период – с 6,5 до 5,7% (табл. 1).

1

  Таким образом, из шести марок, лидирующих по показателю известности, три принадлежат компании «Вимм-Билль-Данн». А с покупкой Очаковского молочного завода и его торговых марок у лидера рынка остается лишь один конкурент – Останкинский молочный завод, который, как уже было отмечено, потерял в октябре по сравнению с августом по показателю известности 5 п.п.
  Что касается марочных предпочтений потребителей при покупке молочной продукции, то и по этому показателю летом и осенью 2006 года с большим отрывом лидировали ТМ «Домик в деревне» и «Лианозовское». При этом «Домик в деревне» к октябрю 2006 года по сравнению с июнем улучшил свои позиции на 2,4 п.п. – до 30,6%, а «Лианозовское» несколько снизило свои показатели – на 0,7 п.п., до 24% (табл. 2).

2

  По данным на октябрь 2006 года, конкуренцию торговым маркам «Вимм-Билль-Данна» составляли марки Очаковского и Останкинского молочных заводов. Так, ТМ «33 коровы» Очаковского МЗ занимала третью позицию в рейтинге марочных предпочтений с показателем 4,9% голосов покупателей, а ТМ «Останкинское» находилась на четвертом месте с показателем 4,2%.
  Совокупная доля марок компании «Вимм-Билль-Данн» в октябре 2006 года в предпочтениях покупателей составила 61%. Если предположить, что сделка по покупке Очаковского МЗ уже состоялась бы к этому моменту, то доля покупательских предпочтений марок лидера увеличилась бы до 68%, поскольку Очаковский завод в октябре прошлого года по данному показателю занимал 7%. На долю Останкинского МЗ приходилось 4% (рис. 2).

4

  Итак, на московском рынке молока складывается ситуация, при которой компания «Вимм-Билль-Данн» является фактически монополистом, владея, согласно проведенному исследованию BrainSticker Rating FMCG («Рейтинг марок»), самыми известными и популярными марками молочной продукции.

Елена Горлачук

FOODMARKET