17.04.2007

Молодая, но перспективная профессия. Romir Саратов провела исследование общественного мнения саратовцев по отношению к «молодым» специальностям

            Становление устойчивой рыночной экономики в России и движение к информационному обществу стимулируют развитие профессиональных сообществ и появление новых специальностей. К таким «молодым» специальностям можно отнести рекламное дело и связи с общественностью. Эти направления деятельности, появившиеся  несколько десятилетий назад, уже нашли достойное место на современном рынке труда. И сегодня большое внимание уделяется формированию системы образования будущих PR-специалистов.

В марте 2007г. кафедра связей с общественностью и рекламы СГСЭУ отметила юбилей5 лет. И в связи с этим событием Исследовательская компания Romir Саратов провела исследование общественного мнения саратовцев по отношению к «молодым» специальностям. В опросе приняли участие 372 жителя города от 18 лет и старше.

В исследовании саратовцам были заданы вопросы о перспективности и степени востребованности на рынке труда специалистов по рекламе и PR, о качествах, необходимых представителям этих профессий. В отдельную группу были выделены вопросы об особенностях образовательного процесса.

Респондентам был задан вопрос:

Какие высшие учебные заведения Саратова Вы знаете?



Пятерку самых известных вузов Саратова, по мнению респондентов, составляют  СГУ, СГТУ, СГАП, СГАУ и СГСЭУ.

После того, как была выявлена пятерка самых известных вузов Саратова, респондентам предложили ответить на следующие вопросы:

На Ваш взгляд специальность «Реклама» и «Связи с общественностью» это...?




            Респонденты оценили специальность «реклама» как новую и интересную (26,9% ответов), перспективную (20,2%) и актуальную (14,9%) специальность. В ходе опроса жителям Саратова также было предложено оценить будущее специальности «связи с общественностью». Большинство респондентов высказались об актуальности данного направления (26,8% респондентов) и высокой востребованности PR-специалистов на рынке труда (21,7%). Стоит отметить, что 9,2% респондентов затруднились с ответом на поставленный вопрос, что может свидетельствовать о том, что PR-направление еще не получило широкой известности в Саратове.



В ходе опроса респондентам было предложено оценить по 5-ти балльной шкале, насколько в дальнейшем будут востребованы специалисты по рекламе и PR (оценка 5 характеризует максимальную востребованность, 1 – минимальную).




 57% респондентов оценили востребованность рекламистов на 5 баллов, 26,3% - на 4 балла, 10,5% - на 3. Оценка перспектив специальности PR была такой: 61,9% - высказались о максимально возможной востребованности, 20,3% - дали оценку 4 балла, 13% - 3 балла. Данные опроса позволяют высказать мнение о высокой общей оценке перспектив данных профессиональных направлений на рынке труда.




Следующий вопрос, который был задан респондентам, звучал так:

Как Вы считаете, от чего в первую очередь зависит квалификация специалиста по рекламе и связям с общественностью?




Мнения респондентов показали, что опыт работы (такой вариант предложили 52,1% опрошенных) и качество образования (46,2% ответов) являются основой высокой профессиональной квалификации. Среди других ответов были названы такие характеристики, как коммуникабельность человека, особенности его характера и желание человека быть профессионалом.

Также был задан вопрос о личных качествах человека:

Какими качествами должен обладать специалист по рекламе и PR?



            Жители Саратова выделили много качеств, необходимых представителям этих «молодых» профессий. Самым важным, по мнению респондентов, является уверенность в себе (11%), настойчивость (10,2%), гибкость ума (8%) и ответственность (7,6%). Не менее важным респонденты считают наличие креативности, личного обаяния и инициативности.

Интересно, что мужчины и женщины выделяют разные качества, необходимые PR-специалисту. Женщины больше мужчин считают важным наличие гибкого ума (12,2% ответов женщин против 5,8% - у мужчин), эмоциональной уравновешенности (3,3% против 1,1% ответов) и личного обаяния (7,2% и 2,2%). А мужчины, в свою очередь, выделяют ответственность (11,1% мужчин и 6,1% женщин) и креативность (6,6% против 2,2%).

В заключении респондентам было предложено оценить причины, от которых зависит качество подготовки специалистов по рекламе и PR. Жители Саратова выделили такие параметры, как оснащенность вуза современным оборудованием (24,8% опрошенных), профессионализм преподавательского состава (22,1%) и активность самих студентов (15,5% ответов).

Как показало исследование общественного мнения, жители Саратова высоко оценивают перспективность «молодых» специальностей, которые только недавно появились в России в целом и Саратове в частности. Причем направления рекламы и PR постепенно перестают быть только словами, пугающими своей неизвестностью, а находят все большее понимание у населения. PR и реклама сегодня – это динамично развивающаяся сфера бизнеса, которая может находить реализацию как в крупных компаниях, так и в секторе малого и среднего бизнеса. И хотя процесс обучения будущих специалистов имеет небольшую историю, но уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. И кафедра связей с общественностью и рекламы является ярким примером качественного образования.