17.04.2007
Russian Food&Drinks

А гадость пьем из экономии. Российский рынок алкоголя

Исследования независимых экспертов

На протяжении нескольких последних десятилетий ситуация на российском алкогольном рынке остается напряженной. Сохраняется достаточно высокий уровень потребления алкоголя, сопоставимый в абсолютных показателях с уровнем потребления в странах – лидерах этого рынка. По итогам 2005 года Россия находилась на 14–15-м месте в мире по уровню потребления данной продукции. Однако в нашей стране это обстоятельство усугубляется следующей спецификой структуры и форм потребления:

  • россияне пьют преимущественно крепкие спиртные напитки;
  • потребление крепкого алкоголя на душу населения, с учетом суррогатов, более чем в 4 раза превосходит его потребление в других странах;
  • россияне предпочитают употреблять крепкий алкоголь в чистом виде;
  • широко распространена низкокачественная, фальсифицированная и суррогатная алкогольная продукция.

  Если в 1980 году в России потребление вина в 1,5 раза превосходило потребление водки и ликероводочных изделий, то в 2004–2005-м этот показатель по легальной и нелегальной водке, вместе с суррогатами, в 2 раза превышал показатель по вину (табл. 1).

1

  Таким образом, по сравнению с 1980 годом потребление крепкого алкоголя и его суррогатов в нашей стране выросло на 20%, а потребление напитков с низким содержанием алкоголя – на 102%. Однако последние 10 лет общий прирост потребления в сегменте напитков с низким содержанием алкоголя обеспечивает не натуральное вино, а в основном пиво, и в меньшей степени – слабоалкогольные напитки, изготавливаемые преимущественно на ненатуральной основе. Необходимо отметить, что в сегменте крепкого алкоголя нелегальная и суррогатная продукция занимает около 40%.
  В сегменте напитков с низким содержанием алкоголя за указанный период произошли коренные изменения: потребление вина снизилось, а потребление пива выросло в 3 раза. Если в 1980 году вино и пиво пользовались одинаковым спросом, то в настоящее время объем потребления пива в 9–10 раз выше. Слабоалкогольные коктейли, появившиеся в России 12 лет назад, в 2004–2006 годах обогнали вина по объему производства. Что касается уровня потребления слабоалкогольных напитков, то он в 2 раза ниже уровня потребления винной продукции.
  Злоупотребление крепким алкоголем и прежде всего его суррогатами является одним из факторов высокой преждевременной смертности населения. От уровня потребления определенных категорий алкоголя и его суррогатов зависит и число преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, и серьезные трудовые потери, и невысокая по сравнению с развитыми странами продолжительность жизни, особенно у мужчин.
  Большой рынок нелегального алкоголя и его суррогатов, несбалансированность потребительской и ценовой структуры алкогольного рынка являются существенными негативными факторами, усугубляющими трудности социально-экономического развития страны.
  В отличие от рынков других стран особенности и сложность ситуации на российском потребительском рынке в свою очередь обусловлены значительным употреблением вредных для здоровья суррогатов алкоголя промышленного и кустарного производства. Потребителями нелегальной алкогольной продукции и суррогатов крепкого алкоголя является не менее четверти населения России, что обусловлено низким уровнем жизни и доходов половины жителей нашей страны.
  Описанные явления требуют серьезного изучения и активного вмешательства в ситуацию не только со стороны государства и общества, но и со стороны прогрессивной части бизнес-сообщества алкогольного рынка в лице союзов, ассоциаций и других организаций.
  В 2007 году, который, как и предыдущие годы, обещает стать тяжелым для алкогольной отрасли, со стороны государства будут приняты важнейшие решения в отношении как операторов этого рынка, так и потребителей данной продукции. Однако для внесения значительных изменений необходимо разобраться в том, что же на самом деле происходит на отечественном рынке алкоголя.
  Считается, что в нашей стране самая доступная в мире водка, однако это утверждение несостоятельно. Сегодня в России алкоголь, предназначенный для массового потребления, стоит намного дороже, чем в других более-менее цивилизованных странах. Даже при том, что РФ входит в десятку стран с самым высоким уровнем потребления этих напитков – в абсолютных единицах, – отечественный алкоголь для широкого потребления является более дорогим, чем, например, во Франции, Италии, Испании, Великобритании или США. Хочется раз и навсегда развенчать миф о доступности алкоголя в России, чтобы эта пресловутая «ценовая доступность» не становилась главным аргументом в борьбе с пьянством и алкоголизацией населения нашей страны.
  Ежегодно на мировом рынке производится 2 млрд дал крепкого алкоголя и столько же потребляется. Производство и потребление вина составляет соответственно 3 и 2,4 млрд дал – остальное является перепроизводством, которое становится причиной кризисов, аналогичных произошедшим во Франции и Австралии. Как видно, в плане потребления мировой рынок винной продукции не намного – всего на 20% – опережает рынок крепкого алкоголя.
  В структуре мирового рынка крепкого алкоголя 20% в натуральном выражении приходится на долю водки. По различным оценкам, с учетом или без учета нелегальной составляющей, объем рынка водки равен 320–380 млн дал. Доля виски составляет 10%, или около 200 млн дал, а доля коньяка/бренди – 5–6%, или 100 млн дал. На такие напитки, как джин и текила, приходится соответственно около 5 и 4,5%, или 100 и 90 млн дал. Остальные 50% – это граппа, ром, кальвадос и другие напитки.
  Если из мирового рынка водки исключить российскую, украинскую и польскую составляющие, а также потребление этого напитка в странах бывшего СССР, то окажется, что именно водку – в чистом виде – в мире пьют не так уж и часто. В основном предпочтение отдается другим видам крепкого алкоголя, прежде всего виски.
  Наши «теоретики» без конца твердят о том, что самая дешевая водка – в России. Это действительно так, но дело в том, что в мире ее пьют гораздо меньше, чем у нас. Для абсолютного большинства стран, включая США, Великобританию, Францию, Италию и Испанию, водка – это экзотика, которая, соответственно, и стоит дорого. Для россиян же это единственный крепкий алкогольный напиток, который является дешевым и общедоступным. На Западе и в Америке потребители предпочитают виски и другие национальные напитки, которые можно купить по доступным, а по сравнению с Россией – сверхдоступным, ценам. В этих странах просто отсутствует необходимость в дешевой водке – это элемент экзотической славяно-русской культуры. Самый дешевый виски у нас стоит не менее $15–20 за бутылку, а за рубежом его цена составляет $2–4.   Даже в Великобритании можно встретить канадский виски в 5-литровых канистрах, примерно по $2 за литр, что дешевле нашей нелегальной водочной продукции. В США спирт можно приобрести по цене $2–3 за литр, а водка там позиционируется так же, как у нас виски и прочая экзотическая крепкая алкогольная продукция. В магазинах Чили виноградная водка pisco стоит от $2. При этом средний реальный уровень жизни населения в этой стране выше, чем в России – если при рассмотрении средних доходов россиян не учитывать доходы олигархов. Так есть ли за рубежом необходимость гнать самогон, пить технический спирт и жидкость для очистки стекол? Конечно же, нет.
  Уровень цен на алкоголь нельзя рассматривать без такой составляющей, как общий уровень доходов населения. Если в 2006 году средняя зарплата в России рассчитана Госкомстатом на уровне 9 тысяч рублей в месяц, или около $350, то уровень средней зарплаты в упомянутых странах в несколько раз выше (так, например даже в Чили он составляет около $500).
  Дешевый алкоголь массового потребления, который и пьет основная часть населения этих стран, более чем доступен. Во Франции и Германии вино можно приобрести по 2–3 евро за бутылку. В Великобритании, одной из самых пьющих и дорогих европейских стран, средняя цена на вино составляет 3,1 фунта, или около $6,5. Интересен пример США, где была поставлена задача переключить потребительские предпочтения с виски и джина на вино. При этом стоит отметить, что дешевого в нашем понимании виски в этой стране также достаточно. В итоге, Америка пьет вино по $2–5 за бутылку, что является очень низкой ценой, если сопоставить ее с российскими ценами на подобную продукцию.
  Что касается скандинавских стран, которые обычно приводят в пример, рассматривая потребление алкоголя, то, во-первых, их опыт нельзя назвать самым удачным, а во-вторых, менталитет жителей этих стран кардинально отличается от российского. Цены на алкоголь в скандинавских HoReCa, несомненно, выше, чем в российских, да и доля потребления таких напитков в этом сегменте значительна. Но для того, чтобы увеличить потребление алкоголя в HoReCa, нужна не культура его потребления в барах и ресторанах, а наличие у населения достаточных денежных средств. В скандинавских странах уровень жизни является одним из наиболее высоких в мире, что и позволяет потребителям приобретать алкогольные напитки через каналы on-trade.
  Конечно, неправильным будет утверждение о том, что в России пьют мало. Так, из 2 млрд дал потребляемого в мире крепкого алкоголя в целом, то есть вместе с импортной продукцией, включая коньяк и суррогаты водки и не учитывая самогон, отечественные потребители выпивают 215–225 млн дал. Это составляет около 10% мирового потребления, при том что в России проживает около 2,5% всего населения планеты. Что касается винной продукции, то из 2,4 млрд дал потребляемого в мире вина в нашей стране ежегодно выпивают около 90 млн дал, или 3,8%.   Однако данную статистику потребления алкоголя нельзя назвать безукоризненной, так как из ее показателей нужно вычесть мусульманские страны, население которых составляет значительную часть населения Земного шара.
  Если же говорить о смертности в связи с потреблением алкоголя, то необходимо учитывать не только объем потребления, но и уровень жизни населения, а также состояние системы здравоохранения в стране. Достаточно проехаться по больницам даже Московской области или любого другого областного/районного центра, чтобы получить представление о ситуации, существующей в этой сфере.
  Российским чиновникам надо заботиться не только о снижении доступности алкоголя путем запрета ночной торговли и повышения цен или о введении госмонополии на спирт и усилении госконтроля. В свою очередь, медики не должны единолично создавать программы здорового образа жизни, так как они пожинают плоды злоупотребления алкоголем и не могут относиться к этой проблеме беспристрастно. Все это вторично на фоне факта массовой доступности алкоголя в таких странах, как Франция, Италия или Испания, где население гораздо ближе нам по менталитету, чем в Скандинавии. Конечно, речь не идет о необходимости снизить цены на алкоголь до относительного уровня цен на Западе. Однако сегмент общедоступных алкогольных напитков должен существовать, так как это поможет сломить рынок суррогатов и нелегальной продукции. В России же пытаются побороть эти проблемы усилением госконтроля в насквозь коррумпированной стране. Разбираться в этой проблеме должны психологи, социологи и медики вместе с представителями алкогольного рынка.
  В ряду мер, принятых правительством РФ, можно отметить повышение с 1 января 2007 года ставок акцизов на ликероводочную и винодельческую продукцию. Гарантия на уплату акциза теперь составляет 100% вместо 10, как это было ранее. На самом деле, эта мера выглядит довольно странно. Почему она вводится только для алкоголя и акцизов? Почему не наладить повсеместно такую систему сбора акцизов для физических и юридических лиц, когда в начале года заявляется сумма доходов и исходя из нее заранее выплачиваются налоги? Положение, которое кажется абсурдным, почему-то становится возможным в отношении алкоголя.
  Все зависит от цели, которую преследует государство на алкогольном рынке. Данная мера, конечно, в состоянии «похоронить» производителя, который по какой-либо причине не сможет предоставить банковскую гарантию и не будет иметь денег на предоплату акциза. К таким производителям в сегодняшней России, в первую очередь, относятся малые, преимущественно региональные, предприятия и значительная часть государственных предприятий, принадлежащих «Росспиртпрому». Таким образом, с целью укрепления алкогольного рынка вроде бы в очередной раз решается проблема конкурентной борьбы производителей. Сама по себе как идея «гарантии» эта мера представляется абсолютно правильной, но она не является полной. Государство должно дать алкогольному рынку возможность самоорганизоваться. Никакая гарантия, даже выданная уполномоченным банком, не будет являться действительно 100-процентной. Между игроками алкогольного рынка, системой банков, выдающих гарантии, и государством должно существовать саморегулируемое бизнес-объединение алкогольного рынка – одно или несколько. Рынок должен быть организован, должен знать, куда он движется, куда его пытается «двигать» государство.   Бизнес-объединение, которое и принимает решение о выдаче банковской гарантии данному оператору, не является в данной системе «паразитом», как в большинстве существующих в России систем. В основу системы гарантий должны быть положены поручительства бизнес-объединений за своих членов, что явится дополнительным фактором объединения операторов алкогольного рынка.

Александр Сиваков

FOODMARKET