13.04.2007

Рекламные тигры. Правительство Нижегородской области намерено взять под свой контроль рынок наружной рекламы Нижнего Новгорода

Правительство Нижегородской области намерено взять под свой контроль рынок наружной рекламы Нижнего Новгорода. Сейчас здесь готовится постановление, по которому конкурсы по распределению мест наружной рекламы будет проводить не муниципальное унитарное предприятие «Рекламная служба Нижнего Новгорода», а областное министерство имущества.

Такое право дает региональным властям Госдума: 23 марта она приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в статью 19 федерального закона «О рекламе„», согласно которому установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка или здания либо с уполномоченной собственником структурой. А по Земельному кодексу региональные власти с 1 июля 2006 года получили право распоряжаться земельными участками административных центров или столиц субъектов федерации.

Ожидается, что окончательное чтение законопроекта состоится через неделю, и в случае его утверждения новые правила вступят в силу уже с 1 июля 2007 года. После этого за мэрией сохранится право выдавать разрешение на установку рекламных конструкций. За это рекламные агентства будут отчислять в бюджет города госпошлину в размере 1,5 тыс. рублей с одной конструкции. А вот арендные платежи будут поступать в областной бюджет. В 2006 году доходы городского бюджета от аренды рекламных мест составили 30 млн рублей. Впрочем, рынок наружки в любом крупном городе сегодня чрезвычайно закрыт и коррумпирован, так что данные деньги вряд ли отражают реальный финансовый оборот компаний.

Как и в Москве, ведущим игроком на рынке наружной рекламы Нижнего Новгорода является агентство News Outdoor (дочерняя структура корпорации Руперта Мердока), которое с 2000 года через несколько аффилированных компаний занимается продажей рекламных возможностей в городе. Правда, доля рыка в Нижнем у подконтрольных News Outdoor структур еще больше, чем в Москве. Если в столице она контролирует 30—70% щитов на основных трассах города, то в Нижнем — от 70 до 87% рынка всей нижегородской наружки.

Такое положение, по всей видимости, вполне устраивает мэрию Нижнего Новгорода. Так, в марте 2006 года администрация города внесла изменения в условия торгов рекламных мест, увеличив размер задатка с 10 до 20% от начальной стоимости лота. Стартовую цену при этом определяли независимые оценщики, в результате чего она увеличилась на порядок по сравнению с предыдущими конкурсами. Власти объяснили необходимость нововведения желанием избежать ситуаций, которые случались в предыдущие годы, когда победители аукционов, перебивая ставки других участников и взвинтив цену, отказывались подписать договор купли-продажи прав аренды, теряя при этом минимальные суммы задатка.

Однако, по оценке местных участников рынка, изменение правил проведения аукционов было крайне выгодно именно для NewsOutdoor. За время действия новых правил другие агентства не получили практически ни одного лота. Так, арт-студия «Клим», участвовавшая во всех аукционах, только один раз выиграла право аренды. А компания «Слово», за три года подавшая тридцать заявок на новые места, не получила ни одного. «Компании News Outdoor в любом случае предложат больше, чем любому региональному агентству, которому к тому же сложно быстро изъять из оборота крупную сумму, чтобы внести единовременный платеж, составляющий 20% от итоговой стоимости лота. На региональном рынке News Outdoor может конкурировать только с другими, равными себе столичными компаниями», — утверждает директор арт-студии «Клим» Анатолий Игонин.

Интерес к нижегородскому рынку наружной рекламы давно проявляют известные игроки столичного рынка City Vision, Gallery и Clear Channel. Они давно и упорно пытаются бороться с монополизмом компании Мердока. Так, недавно группа рекламных компаний во главе с Gallery обратилась в Федеральную антимонопольную службу России с заявлением об ограничении монополизма News Outdoor. Заявление подписали «Гэллери сервис», «Реклама-сервис», «Анко» и «Стройинвестпроект М». Как утверждают эти операторы, монопольное положение на рынке наружной рекламы Нижнего Новгорода позволяет компаниям NewsOutdoor в последние три года проводить согласованные действия по установлению экономически необоснованных, монопольно высоких цен. Так, по их словам, при норме прибыли 50% сторона формата 3х6 м (самый распространенный формат рекламных щитов) в месяц должна была бы стоить 376 долларов, в то время как принадлежащие News Outdoor компании продают ее в среднем за 1 000 долларов. Два месяца назад нижегородское управление ФАС уже отказало заявителям, утверждая, что компании NewsOutdoor занимают не более 27% рекламных конструкций в Нижнем Новгороде. Центральный аппарат ФАС сейчас проводит изучение рекламного рынка Нижнего Новгорода, итоги которого планируется подвести в мае. После этого ФАС даст свое заключение о доминирующем положении NewsOutdoor в Нижнем Новгороде.

Поправки же, которые продавливает администрация Нижегородской области, по идее, направлены именно на борьбу с монополиями. В частности, в законопроекте прописано, что доля одной компании не должна превышать 35% рынка. Однако совсем не факт, что смена «окна» по продаже прав аренды на земельные участки под рекламные конструкции не приведет к банальному перенаправлению коррупционных потоков. А ситуация на рынке останется такой, какой она и является.// Галина Щербо

Журнал "Эксперт"