10.04.2007

ZenithOptimedia прогнозирует победу онлайн-рекламы над другими медиа



Агентство ZenithOptimedia (ZO) на прошлой неделе опубликовало результаты глобального исследования расходов рекламодателей и уточнило прогноз на ближайшие годы. Входящее в состав одного из крупнейших рекламно-коммуникационных холдингов в мире Publicis Groupe агентство ZenithOptimedia прогнозирует, что в текущем году уровень рекламных вложений возрастет по сравнению с предыдущим годом на 5,2% и достигнет 454,9 миллиардов долларов: 167,8 миллиардов долларов придется на телевизионную рекламу, 126,2 миллиарда долларов - на газетную, 56,4 миллиарда долларов - на рекламу в журналах, 36,3 миллиарда - на радиорекламу и 31,3 миллиард долларов - на рекламу в интернете. В будущем году, по прогнозу ZenithOptimedia, на онлайн рекламу придется 8% мирового объема рекламы, что на 0,1% больше мирового объема радиорекламы. В предыдущем прогнозе агентства, выпущенном в декабре, говорилось, что затраты на интернет-рекламу превысят вложения в радиорекламу лишь в 2009 году, - сообщает "Коммерсант".
ZO полагает, что затраты российских рекламодателей уже в текущем году превысят 8,204 миллиарда долларов, а через два года составят уже 12,231 миллиард долларов. В своих оценках по России ZO базируется на данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и принимают за основу названные АКАР объемы рекламного рынка за 2006 год (6,49 миллиард долларов). Грядущие изменения рекламного законодательства, сокращающие с января будущего года объем допустимой на ТВ рекламы до 9 минут в час, ZO учли в своем отчете. Но в агентстве считают, что на росте рынка эти ужесточения скажутся мало. По словам руководителя отдела исследований российского офиса ZO Лейлы Давыдовой, резкого оттока рекламодателей с ТВ в 2008 году агентство не ожидает.
Медиадиректор ZenithOptimedia Алексей Букин заявил: "мы не ожидаем драматического изменения в распределении бюджетов между секторами СМИ. Как показал анализ распределения бюджетов после вступления в силу первой фазы закона, серьёзного оттока инвестиций из ТВ не произошло. Реклама на телевидении будет по-прежнему занимать наиболее значительную часть в объёме всего рекламного рынка на протяжении ближайших лет. Тем не менее, развитие технологий и потребность рекламодателей в дифференциации является причиной повышенного спроса на размещение в интернете, что обуславливает самые высокие темпы роста данного носителя по сравнению с остальными СМИ".
Расчеты же группы "Видео Интернешнл" (ВИ) указывают на то, что число пунктов рейтингов (GRP; условная единица при продаже телерекламы; отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик) сократится на 14%, что приведет к удорожанию телерекламы на 50-55%. В ВИ неоднократно заявляли, что пока не представляют, как в этих условиях поведут себя рекламодатели. Компания "СТС Медиа" также называет вступающие в силу очередные законодательные ограничения и рост цен на телерекламу в 2008 году одним факторов риска для своего бизнеса.

Директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра "Видео Интернешнл", член экспертного совета АКАР Сергей Веселов, однако, отмечает, что обнародованные ZO цифры кажутся вполне реалистичными. Правда, по его мнению, корректнее оценивать расходы на рекламу в рублях, поскольку вся индустрия перешла на расчеты в национальной валюте. "Иначе аналитики ZO должны в своих прогнозах еще и предугадывать изменение курса доллара",- поясняет господин Веселов.

Кроме того, в России объемы медийной интернет-рекламы превысят затраты рекламодателей на радио не раньше 2010 года, полагает гендиректор агентства MindShare Interaction Дмитрий Ашманов. "Таким образом, Россия отстает от общемировых тенденций на два-три года",- заключает он. Господин Ашманов также не согласен с некоторой оценкой ZO. Например, с тем, что в 2009 году ожидается снижение темпов роста интернет-рекламы. "Интернет будет расти в основном за счет перераспределения бюджетов с радио и из прессы", - считает он.

Согласно прогнозу ZO, самыми быстрорастущими рекламными рынками в ближайшие два года станут страны Ближнего Востока и Центральной и Восточной Европы, что отчасти объясняется ускорившимися темпами экономического развития стран этих регионов в связи с высокими ценами на нефть. К 2009 году рекламные бюджеты таких стран, как Катар и Египет, вырастут в несколько раз. Достаточная развитость рынков в США и Европе, по оценкам экспертов, дает снижение темпов роста рекламных затрат в этих регионах х в текущем году. Так, прогноз показывает ZO, что объем рекламных затрат в Северной Америке в этом году составит 189,6 миллиардов долларов, что на 3,5% больше, чем в 2006-м. В декабре агентство полагало, что этот рост составит 4,2%, а общий объем - 190,8 миллиардов долларов.

В связи с предстоящими событиями - летними Олимпийскими играми, президентскими выборами в США и чемпионатом Европы по футболу, которые традиционно приведут к росту рекламных вложений, в 2008 году он составит 6,2%, в то время как в 2009 году рост будет более типичным для последних десяти лет и составит 5%, - отмечает "Коммерсант".

В ближайшие три года интернет-реклама будет расти в шесть раз быстрее рекламы в традиционных медиа и увеличит свою долю с 5,8 до 8,7%, - отмечает ZenithOptimedia. В Норвегии, Швеции и Великобритании уже сейчас закладывают на онлайн-рекламу более 10% рекламных бюджетов, к 2009 году до такого же уровня поднимутся еще и рынки Австралии, США, Канады, Дании, Израиля, Японии, Южной Кореи и Тайваня. Наибольшая доля онлайн-рекламы - в Великобритании - 16,6%, а в 2009 году она увеличится до 22,6%. Больший чем в традиционных медиа, рост рекламы будет наблюдаться также в кино- и наружной рекламе. Согласно текущему прогнозу, уровень вложений в этом секторе в 2009 году будет лишь на 0,2% меньше, чем в 2005-м. Еще в декабре агентство полагало, что рынок телевизионной рекламы входит в период стагнации.

Эксперты отмечают, что издатели все больше и больше переключаются на онлайн и что газетный рынок переживает период застоя. По этому поводу, рост в секторе печатной рекламы в США в текущем году будет отсутствовать, так как рекламодатели продолжают реструктурировать свои рекламные бюджеты в пользу новых медиа или занимают по отношению к ним выжидательную позицию, - считают аналитики. Главным преимуществом интернета для рекламодателей является то, что затраты на онлайн-рекламу по сравнению с традиционными медиа гораздо меньше, особенно учитывая ее большую эффективность в плане нацеленности на определенную аудиторию. Кроме того, настоящий бум переживает поисковая и контекстная реклама в интернете, - пишет "Коммерсант".

 

Расходы на рекламу в России

 

         ($ млн)

 

 

Все медиа

Print

Газеты

Журналы

ТВ

Радио

Кино

Outdoor

Internet

1995

800

-

220

130

300

40

0

110

0

1996

1 050

-

280

170

400

60

0

140

0

1997

1 400

-

350

250

550

70

0

180

0

1998

1 300

-

350

220

480

80

0

170

0

1999

573

-

190

70

190

30

0

92

1

2000

826

-

240

100

270

45

3

165

3

2001

1 336

-

310

160

510

70

5

275

6

2002

2 210

-

495

260

920

115

9

400

11

2003

2 890

-

585

350

1240

155

12

530

18

2004

3 910

-

730

470

1700

250

15

710

35

2005

5 030

1390

-

-

2330

300

40

910

60

2006

6 490

1640

-

-

3160

350

60

1 180

100

2007

8 204

1903

-

-

4171

413

87

1 475

155

2008

10 197

2207

-

-

5339

489

122

1 800

240

2009

12 231

2560

-

-

6407

580

164

2 159

360

Изменения (%)

96 v 95

31,3

-

27,3

30,8

33,3

50,0

-

27,3

-

97 v 96

33,3

-

25,0

47,1

37,5

16,7

-

28,6

-

98 v 97

-7,1

-

0,0

-12,0

-12,7

14,3

-

-5,6

-

99 v 98

-56,0

-

-45,7

-68,2

-60,4

-62,5

-

-45,9

-

00 v 99

44,3

-

26,3

42,9

42,1

50,0

-

79,3

500,0

01 v 00

61,7

-

29,2

60,0

88,9

55,6

66,7

66,7

100,0

02 v 01

65,4

-

59,7

62,5

80,4

64,3

80,0

45,5

83,3

03 v 02

30,8

-

18,2

34,6

34,8

34,8

33,3

32,5

63,6

04 v 03

35,3

-

24,8

34,3

37,1

61,3

25,0

34,0

94,4

05 v 04

28,6

-

-

-

37,1

20,0

166,7

28,2

71,4

06 v 05

29,0

18,0

-

-

35,6

16,7

50,0

29,7

66,7

07 v 06

26,4

16,0

-

-

32,0

18,0

45,0

25,0

55,0

08 v 07

24,3

16,0

-

-

28,0

18,5

40,0

22,0

55,0

09 v 08

19,9

16,0

-

-

20,0

18,5

35,0

20,0

50,0