09.04.2007

Государство создает конкурента "Аэрофлоту". Частногосударственный авиаперевозчик AirUnion появится в ближайшее время

AirUnion Вскоре будет формально завершено создание объединенной частногосударственной компании в сегменте авиаперевозок с предварительным названием AirUnion. В конце прошлой недели замглавы МЭРТ РФ Кирилл Андросов сообщил о скором подписании всех документов. Контрольный пакет акций компании останется у частных акционеров. На внутренних линиях AirUnion может составить серьезную конкуренцию «Аэрофлоту».

Формальное согласие государства пропустить вперед частный капитал в управлении альянсом (по некоторым данным, соотношение доли государства и частников в новой компании составит 45 к 55%) ожидалось еще в конце прошлого года. Тогда председатель наблюдательного совета и крупнейший частный акционер AirUnion Борис Абрамович пошел государству навстречу и подписал с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» договор на поставку 15 региональных самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ) на сумму $400 млн и опцион на 15 самолетов данного типа. В соответствии с документом поставка первого самолета запланирована на ноябрь 2008 года, а к середине 2010 года все 15 самолетов будут переданы AirUnion. Притом что SuperJet пока существует в основном на бумаге, это была явная любезность в расчете на столь же любезный ответ.

Впрочем, волокита с документами - обычное дело. «На самом деле процедура подписания президентского указа с полным соблюдением всех требований по согласованию может занять больше года, - объясняет задержку ведущий аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - А в случае с AirUnion к бюрократической согласительной волоките прибавилась еще и недружественная позиция Росимущества».

Вражда Бориса Абрамовича и Росимущества в лице его главы Валерия Назарова имеют давние корни. В 2005 году Росимущество оспорило в суде облигационный заем «дочки» «КрасЭйр», ООО Air Bridge Zrt, на сумму 1,5 млрд рублей. После этого ведомство Назарова заблокировало сделку по покупке десяти Ан-148, затем расторгло с подконтрольным компании аэропортом Емельяново договор о безвозмездном использовании государственного аэродрома. Наконец, в июле прошлого года Росимущество предложило Минтрансу, МЭРТу и ФАС создать на базе компаний, входящих в AirUnion, нового перевозчика «Росавиасоюз». При этом подразумевалось, что контрольный пакет в новой организации должен принадлежать государству.

Однако на помощь Абрамовичу пришли глава МЭРТа Герман Греф и глава Минтранса Игорь Левитин. Они посоветовали Владимиру Путину одобрить структуру альянса, в соответствии с которой государству в холдинге принадлежало бы 42,2% акций, а стоимость пакета составила бы $110 млн.

Эта точка зрения взяла верх. Таким образом, сейчас альянс AirUnion включает ОАО АК «КрасЭйр», ОАО «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), ОАО «Авиакомпания «Омскавиа», ОАО «Авиакомпания «Самара» и ООО «Сибавиатранс». Доля частных инвесторов в альянсе будет увеличена за счет ЗАО AirUnion-RRJ, специально созданного для управления парком самолетов SSJ-100. А в конце января AirBridge Zrt выиграло тендер по продаже венгерской авиакомпании Malev.

Несмотря на европейский поход Бориса Абрамовича и перспективы выстроить эффективную связь между Россией и странами Восточной Европы, главной козырной картой компании станет конкуренция с «Аэрофлотом» на внутренних линиях. «Существуют маршруты, на которых AirUnion будет напрямую конкурировать с «Аэрофлотом», например ключевые сибирские города: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, некоторые другие, - считает Олег Пантелеев. - Из этих городов есть рейсы, на которые загрузка неполная, а есть рейсы, на которые билет купить очень трудно». В последнем случае речь идет о московских и петербургских рейсах. И здесь усиление позиций нового игрока вполне возможно.

Другой сегмент, на который претендует Борис Абрамович, - внутренние межсибирские перелеты. «Например, сегодня, чтобы перелететь из Томска в Барнаул, надо лететь через Москву, - поясняет Олег Пантелеев. - И тут Абрамович может стать первым». Тем более что операционные базы альянса помимо Домодедово находятся в Красноярске и Самаре.

Интерес к новому альянсу проявляют участники глобального рынка. Компания Lufthansa предложила AirUnion войти в Star Alliance. Ранее Star Alliance делал аналогичное предложение и «Аэрофлоту». Однако госкомпания отдала предпочтение международному альянсу авиаперевозчиков Sky Team, возглавляемому французской авиакомпанией Air France. Если AirUnion примет предложение Star Alliance, то два российских перевозчика станут конкурировать и на мировом рынке.

ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ

Газета