09.04.2007

Шоковое потребление

Сложные профессиональные товары и громоздкие устройства «публичного» сервиса перекочевывают в сферу личного потребительского опыта. Эта трансформация способна и привлечь новую аудиторию, и создать совершенно новые рынки.

Шоковое потребление Теперь почувствовать себя героем сериала «Скорая помощь» сможет каждый желающий Страх смерти стал отличным фундаментом для множества бизнесов. Недавно компания Philips добавила к ним еще один, очень необычный.

Большинство жителей развитых стран умирают от сердечного приступа с последующей остановкой сердца. Заново «запустить» сердце можно специальным прибором, действующим на сердечную мышцу при помощи электрошока. Раньше они были доступны только медицинским работникам. Но недавно Philips решила вывести шоковые реаниматоры на потребительский рынок.

Домашняя версия этих опасных приборов специально сделана «защищенной от идиота»: аппарат сам определяет, какое воздействие необходимо пациенту. Затем он тихим, спокойным голосом дает оператору инструкции, так что управлять им может совершенно неподготовленный человек. Стоит устройство примерно $1,6 тыс. Целевая аудитория -- близкие людей с повышенным риском сердечных заболеваний, особенно те, кто живет вдали от центров медицинской помощи. Другой сегмент -- компании, чьи владельцы озабочены тем, что им может потребоваться оказать срочную медицинскую помощь своим сотрудникам (в США смерть сотрудника на рабочем месте -- кошмар для работодателя из-за последующих страховых выплат). Об объеме рынка реаниматоров можно судить хотя бы по такому мрачному факту: ежегодно только в США регистрируется 450 тыс. смертей от остановки сердца.

«Говорящие электрошокеры» Philips подтверждают общий тренд: все больше товаров перекочевывает из публично-профессионального пространства в дома рядовых потребителей. В США, например, сегодня модно держать дома профессиональные метеорологические станции. Компания Davis Instruments производила оборудование для аэропортов и океанских судов. Сегодня большинство ее товаров продается на потребительском рынке. Несмотря на огромное количество метеосайтов, все больше людей хотят получать информацию о погоде из первых рук. Метеорологи-любители объединяются в интернет-сети, например Weathermatrix.com и Weatherforyou.com. Туда стекаются и данные с домашних метеостанций, что позволяет получать детальную информацию о погоде в конкретном районе.

Еще одна сфера «приватизации» публичных товаров -- профессиональные пивные краны и охладители, появившиеся в последнее время в тысячах частных домов Европы. На сегодняшний день компания Krups-Heineken продала уже более 150 тыс. устройств, наблюдать которые раньше можно было только за барной стойкой. Теперь пиво можно разливать в любых количествах, а главное, потребитель получает все элементы «барного опыта» у себя дома. Стоит это удовольствие около $250. Кран с холодильником обойдется примерно в $1 тыс.

Профессиональные и публичные товары как объект частного потребления -- неплохой генератор идей. Какой продукт окажется следующим? Домашние подъемные краны или экскаваторы? Достаточно только посмотреть, какая ниша еще не занята,-- и попытаться вывести на рынок новый «профессиональный товар для домашнего пользования».

Алексей Гостев

Секрет фирмы