27.03.2007

Бизнес в стиле lite

Совсем не обязательно хранить вещи, если их можно получить на время. И не обязательно транспортировать, если достаточно передать по назначению лишь их «образ». Бремя вещей легко свести на нет – достаточно задаться вопросом, какова же их полезная функция.

Прошлым летом Дмитрий Семчев, специалист по управлению персоналом, путешествовал по Италии и забыл в гостиничном номере брюки. В дальнейшем пришлось ходить в шортах, и в результате в Риме туриста не пустили в собор Святого Петра. Туда в шортах ходить нельзя. Вся эта история наверняка не произошла бы, если бы Дмитрий был клиентом американской компании FlyLite.

В основе бизнеса FlyLite лежит возможность отослать вещи из своего гардероба на склад компании, воспользовавшись их службой доставки. Храниться там они могут сколько угодно, а если владелец собирается в дальнюю поездку, ему достаточно выбрать из списка нужные вещи и через интернет заказать их доставку в любую точку мира. Таким образом, ничто не мешает современному «глобальному менеджеру» путешествовать вообще без багажа: любимый пиджак или тапочки будут дожидаться его прямо в номере гостиницы. Стоит обслуживание одной такой поездки $100-200. «У наших клиентов достаточно денег. Чего им не хватает, так это времени» – говорит Стив Зайлиник, основатель FlyLite.

Придумывая название своей компании, Зайлиник выбрал чрезвычайно удачное слово: один из основных жизненных принципов нашего времени можно было бы выразить словом lite (упрощенное «американское» написание light – легкий). Человек постепенно утрачивает «чувство тяжести» окружающих его предметов. Вещи перестают быть ценностями сами по себе, появляются и исчезают по первому требованию. А перевозку, чистку, починку и хранение вполне можно переложить на плечи анонимных специалистов. Избавить потребителя от лишнего груза, виртуализировать его повседневные житейские обязанности – это и есть девиз бизнеса в стиле lite.

Организация путешествий – только один из секторов этой растущей индустрии. Нью-йоркская компания The Container Store берет на себя упорядочивание и хранение на складах ненужных вещей. Лондонская фирма Urban Angels позиционирует свою деятельность как «управление жизненным стилем» и готова не только освободить клиентов от домашней работы, но и взять на себя все управление рутинными семейными обязанностями. Десятки компаний, таких как Personal Porter, Luggage Forward или Virtual Bellhop, пакуют чемоданы и заказывают их доставку в пункт назначения.

Схема FlyLite – не предел виртуализации рутины. Все-таки компания реально выполняет доставку вещей. А вот российская компания AMF избавилась даже от самой необходимости транспортировать что бы то ни было. По вашему требованию компания доставит букет цветов практически в любую точку земного шара. Правда, сами цветы при этом никуда не перемещаются – компания просто передаст заказ местному цветочному магазину и доставит нужному человеку свежий, сделанный по образцу букет.

Подобные ниши открываются всюду, где еще не удовлетворена потребность в упрощении бытовых транзакций. Тут-то бизнес «по управлению жизнью» и позволит современному человеку комфортно существовать в стиле lite.

Алексей Гостев

Секрет фирмы