27.03.2007

Экономика лени. Зарплаты растут быстрее, чем производительность труда

Вчера Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) разместило на своем сайте традиционный мониторинг текущей ситуации в российской экономике (на этот раз за январь-февраль 2007 года). Практически все опубликованные макроэкономические показатели демонстрируют мощный спурт.

Действительно, ВВП с 2000 года (тогда он прибавил за 12 месяцев 10%) не рос такими темпами - 8,4% за январь-февраль 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Промышленное производство также впервые за последние семь лет опередило по темпам роста ВВП - плюс 8,6%. Тем самым была, как отмечается в исследовании МЭРТа, "преодолена наметившаяся в конце 2006 года тенденция замедления темпов роста промышленного производства". И теперь у директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрея Клепача больше оснований, чем в августе прошлого года (см. "Газету" от 19 сентября 2006 года), когда промышленность преодолела спад, утверждать, что Россия все-таки не инфицирована вирусом "голландской болезни". Иными словами, избыток нефтедолларов уже не подавляет, как ожидалось ранее, российскую промышленность.

Основой ее роста прошедшей зимой стал не предсказанный год назад никем из правительственных экономистов резкий всплеск инвестиций - 21,2%. Тогда как год назад рост вложений в основной капитал был практически незаметен - 2,7%. То есть семикратное инвестускорение, что признают и в МЭРТе, объясняется в значительной мере низкой базой предшествующего периода. Но важнее другое. Главным ускорителем инвестиций остается государство. По данным МЭРТа, доля госинвестиций является нерыночно высокой - 19,8%.

Но факт остается фактом. Российские макроэкономические показатели в значительной степени пухнут как на дрожжах в последние два-три месяца. Особенно впечатляет строительство: общий прирост в январе-феврале 2007 года составил 25,4%, а прирост жилья в феврале - целых 72%. Строительный бум (кстати, как опять же признают в МЭРТе, вызванный во многом теплой зимой) обеспечил и львиную долю промроста: цемента в феврале 2007 года произвели больше на 51,1%, чем год назад, кирпича - на 20,7%. Здесь, кстати, заметим, что никаким увеличением импорта местное производство цемента и кирпича в России из-за ее расстояний не подавить. Хотя импорт, в свою очередь, растет быстрее, чем экспорт: 33,1% против всего лишь 0,3% (то есть на грани статистической погрешности). Добавим также, что темпы инфляции, а также роста цен в промышленности также существенно замедлились.

В общем, в правительстве уже бьют в литавры. Есть что докладывать президенту, в том числе и по поводу удвоения ВВП. Но есть и ложка дегтя, которая может сделать несъедобной всю эту бочку меда.

Рост ВВП основан,как неоднократно подчеркивают в МЭРТе, на инвестиционном, а также потребительском спросе. Последний во многом заменяет сейчас экспортный ускоритель. Реальные денежные доходы за два последних месяца выросли на 12,7%. Среднемесячная зарплата еще больше - на 17,5%. Плюс растет потребительский кредит. Все бы хорошо. Тем более что все ускоряющийся импорт даже гасит инфляцию за счет увеличения предложения товаров. Но, как подсчитали в Росстате, производительность труда отстает от денежных выплат работнику все больше и больше. В январе 2006 года разрыв был еще не таким уж большим: зарплата выросла на 8,5%, а производительность труда - на 7,7%. В этом январе - соответственно на 14,9 и 7,9%.

Речь идет о крайне опасной ситуации: работники за тот же объем и качество продукции получают все большую зарплату, особенно в бюджетной сфере. Иными словами, качество роста в России так и не продвинулось ни на йоту и продолжает полностью зависеть от мировых цен на нефть (нефтедоллары обеспечивают монетизацию российской экономики). Нынешние поколения фактически живут за счет будущих. И никакие стабфонды не исправят ситуацию,пока макроэкономические показатели будут служить предвыборным целям.

Вы бы кому заначку доверили?

Евгений Бушмин / председатель комитета Совета федерации по бюджету

Заначка – это то, чем можно было бы воспользоваться в любой момент, когда это будет необходимо. Поэтому я бы не стал вкладывать средства в долгосрочные проекты, а держал бы их в достаточно быстро реализуемых ценных бумагах. Причем скорее всего это были бы обязательства ограниченного списка передовых иностранных государств. Также хотелось бы отметить, что я не вижу разницы между, скажем, обязательствами США и долларами, потому что печатается и размещается на рынке и то и другое, а доходность ценных бумаг при этом несравненно выше. Что же касается российских ценных бумаг, то в них надо размещать Фонд будущих поколений. Кроме того, там можно реализовывать какие-то проекты, ведь данный фонд – это уже не консервативное сохранение, а развитие.

Валерий Фадеев / сопредседатель "Деловой России", директор Института общественного проектирования

Самый надежный способ использования этих денег – это их инвестирование или использование в качестве страховых фондов для инвестиций. Все решения, само собой, должен принимать частный капитал, а государственные деньги должны помогать этим решениям, снижать риски. Деньги только тогда становятся ценностью, когда их куда-то инвестируют, пока же их где-то хранят, риски все равно очень велики. Тем более в нынешней нестабильной и крайне неопределенной экономической ситуации в мире.

Леонид Гозман / зампред федерального политсовета СПС

Я не являюсь специалистом в этом вопросе, поэтому доверил бы его решение тем, кто в нем разбирается и кто вызывает доверие у меня лично. Например, мне кажется, что это прямое дело министра финансов, а с его решением я бы заранее согласился, поскольку министр у нас сейчас, по-моему, просто блестящий!

Владимир Климанов / директор Института реформирования общественных финансов

Во-первых, решение о том, куда направлять деньги, - это решение политическое. Можно их направить и на текущие нужды – может, страна так в них нуждается! Во-вторых, мы сейчас объективно получаем сверхдоходы от нефти, которые впоследствии упадут, так что иметь какой-то резерв было бы крайне полезно. Третье, если этот резерв уже действительно превышает необходимый объем, то часть его следует направить на инвестиции: долгосрочные и нацеленные прежде всего на внутренние потребности страны. То есть, наверное, не стоит направлять средства на какие-либо экспортные трубопроводы, а надо сосредоточиться на развитии дорог, электростанций, социальной инфраструктуры и поддерживать развитие будущих территорий. Кроме того, конечно, нужно крайне ограничивать распыление финансовых ресурсов через социальные программы и текущие потребности.

26.03.2007 / КОНСТАНТИН СМИРНОВ, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

Газета