26.03.2007

Prior.ru представило новый метод анализа эффективности страниц сайтов



Сергей Спивак Директор интернет-агентства PRIOR.ru, входящего в состав рекламного агентства полного цикла PRIOR, Сергей Спивак на конференции "eTarget: Управление аудиторией и реклама в Интернете -2007", прошедшей в Москве 22-23 марта, объявил о том, что разработал новый метод анализа эффективности страниц сайта.

Метод, названный именем создателя, дает графическое представление перемещений пользователей по всему сайту, что позволяет оптимизировать его работу. С помощью "Диаграммы Спивака" можно проанализировать влияние каждой страницы на совершение различных действий (регистрация, покупка, уход с сайта, участие в форуме, подписка на рассылку и другое) и выявить проблемные места на страницах, чтобы сразу внести необходимые изменения.

Метод исходит из того, что пользователь должен двигаться по сайту заранее заданным маршрутом, например, от главной страницы к оформлению заказа через страницы с описанием продуктов и прайс-листы. Все остальные страницы играют второстепенную роль, они должны возвращать пользователя в так называемый "коридор", по которому он должен пройти, чтобы принять решение о покупке. Существуют проблемные страницы (ими могут быть как основные, так и второстепенные), которые теряют трафик или позволяют пользователям разбредаться по сайту.

Принцип работы нового способа строится на том, что все страницы сайта делятся на 4 типа по модели AIDA: Внимание, Интерес, Желание, Действие. Страницы, близкие к покупке, "окрашены" в теплые цвета: Желание - желтые и красные, Действие - зеленые. Страницы, более далекие от покупки, получают холодные цвета: Внимание - синие, Интерес - голубые. Страницы Внимания (карта сайта, полезные ссылки) и Интереса (главные страницы, статьи по теме, рассылки, информация о компании, новости, результаты голосования, форумы, блоги) должны перемещать пользователей на страницы Желания (характеристики товара, удачные сравнения, преимущества при выборе, карточки товаров, прайс-лист, условия доставки и оплаты, FAQ). На страницах Желания принимается решение о покупке, отсюда пользователи должны попасть на страницы Действия (формы заказа, регистрации, распечатки карты проезда, корзины в электронном магазине).

Каждой странице присваивается значение Page Index, которое показывает влияние страницы на заданное поведение пользователя. Чем сильнее страница влияет на совершение финального действия, тем ближе она к началу списка Page Index. Далее для каждой страницы сайта формируется статистика пришедших на нее посетителей. В статистике учитывается вклад каждой другой страницы, посетители, пришедшие с других сайтов, ушедшие посетители. На основе статистики и принятых понятий (разделение страниц по модели AIDA и Page Index) и строится "Диаграмма Спивака". Задача каждой правильной страницы - "нагреть" трафик выше своей цветовой температуры.

Диаграмма Спивака
 

"В идеальном варианте "горячие" страницы должны конвертировать трафик в "зеленые" страницы Действия. - комментирует Сергей Спивак. - Сайт должен работать, а не быть библиотекой справочной литературы. Особенно "Диаграмма" актуальна для больших сайтов. До "Диаграммы" нельзя было посмотреть, как ходят люди по сайту в 400 страниц. Не было общей картины: правильно ли работает сайт, где мы теряем трафик, что нужно изменить".

Некоторые аналитики считают, что единственное новшество Спивака состоит в цветовом отображении информации, а техническая база уже давно существует:

"Подобные программы уже давно существуют, - говорит ведущий IT-специалист крупного рекламного агентства Москвы. - Они основаны на методе интеллектуальной обработки баз данных. Примером подобной технологии является Oracle Data Mining, которая позволяет проводить различные исследования, выявлять группы потребителей, на основе своих алгоритмов, том числе и оценивать движения людей по сайту, покупательское поведение. Также позволяет делать прогнозы этого поведения, а на их основе предлагать товары и услуги целевой аудитории. Ничего нового, по сути, в "Диаграмма Спивака" нет. Зачем изобретать велосипед, когда уже существуют отлаженные системы".

Подобное сравнение нового метода с технологиями Oracle Сергей Спивак считает неуместным:

"Наш метод дает новое визуальное представление того, как движутся потоки пользователей по всем страницам сайта и как каждая страница влияет на передвижение этих потоков. Что касается Oracle, то немного мы знаем сайтов в Рунете, которые "бегают" на этой платформе. Сама платформа стоит несколько десятков тысяч долларов, которой нужен обслуживающий программист. А это еще 3-4 тысячи в месяц. В общем, это не мэйнстрим в Рунете".

Пока презентован лишь метод, а не готовая программа. Технология будет интегрирована в существующие системы статистики, такие как Spylog и системы управления сайтом типа Bitrix. Стоимость будущей программы также еще не определена.


Александр Кленин, Sostav.ru