23.03.2007

Презентация нового выпуска журнала WAM(World Art Музей) №27/2007 "Реклама СССР. Журнал "Советский экспорт"" прошла в рамках открытия выставки "Дизайн и реклама- 2007" на стенде Agey Tomesh/WAM



20 марта в Меджународном выставочном центре "Крокус Экспо" в рамках открытия ежегодной выставки "Дизайн и реклама" на стенде группы Agey Tomesh/WAM состоялась презентация нового номера журнала WAM (World Art Музей) №27 "Реклама СССР. Журнал "Советский экспорт"".
Издание представляет собой уникальное собрание рекламных полос и обложек знаменитого журнала "Советский экспорт", который издавался с 1957 по 1989 год на шести языках и распространялся в 120 странах мира. Целью рекламной кампании были не столько успешные продажи товара, сколько демонстрация успехов советской промышленности и преимуществ социалистического строя. По этой причине едва ли не главным сюжетом для рекламы СССР, которая публиковалась в журнале "Советский экспорт", было чувство гордости за хорошо проделанную работу.

Публикация редких материалов из "Советского экспорта" стала возможна благодаря энтузиазму Людмилы Гороховой, работавшей в редакции журнала чуть не с первого дня и сохранившей уникальную коллекцию из более чем двухсот номеров журнала. В WAM №27 были включены лучшие образцы рекламы советского периода - работы таких выдающихся художников и фотографов того времени, как Михаил Аникст, Борис Басс, Николай Литвинов, Игорь Тер-Аракелян, Михаил Шварцман, Борис Трофимов, Аркадий Троянкер и др.

Журнал "Советский экспорт" - явление по сути уникальное. Более чем тридцать лет его существования отмечены работой беспрецедентной команды художников и дизайнеров, что в творческом плане ставит его в один ряд с великими журналами 1920-1930-х годов такими, как "Вещь" или "СССР на стройке". И уж точно это узкопрофессиональное издание является бесценным источником по истории философии советской рекламы.
В "Советском экспорте" реклама выполняла специфические функции. Можно даже сказать, что с помощью художников журнала повернутый к западному читателю глухой брандмауэр советского хозяйствования одевался в пестрый и привычный ему рекламный баннер. Отдельные рекламные полосы в своей совокупности образовывали идеологический фасад - единую имиджевую рекламу СССР.
К тому же постоянно высокая емкость заказа стимулировала привлечение большого числа внештатных дизайнеров. Что еще важнее, этот поток расширял ячейки идеологического сита, цензорский глаз становился не столь придирчив, позволяя художникам с большей свободой решать творческие задачи. Таким образом, журнал становился уникальной рекламной лабораторией, экспериментальной площадкой, где часто создавались шедевры графического дизайна.
Теперь, когда рассматриваешь эту рекламу, бросается в глаза не парадоксальность целей и происхождения, но ее органическая цельность. В первую очередь, она представляет собой законченное произведение искусства. Она объективна по содержанию - представляя товар, а не убеждая покупателя в его смертельной необходимости. Она любопытна, шутлива, человечна, в конце концов.

Данное издание полезно как современным дизайнерам и художникам - рекламистам, будучи образцом качественной, ответственной, продуманной работы, так и простым обывателям. Многие из идей, мастерски воплощённых некогда на страницах "Советского экспорта", могли бы быть крайне актуальны и на просторах современной рекламной индустрии и весьма органично вписались бы в современную жизнь.