23.03.2007

Порталы забирают все больше

MediaRevolution.Ru уже освещала (здесь и здесь) тенденцию, становящуюся все более очевидной в секторе интернет-рекламы: точно так же, как в телевизионном мире доминирует несколько крупнейших телеканалов, на рынке интернет-рекламы основная прибыль достается «большой четверке» порталов в лице Google, Yahoo, MSN и AOL (к лидерам, по прогнозам аналитиков может в ближайшем будущем присоединиться лишь News Corp. с принадлежащим ей порталом MySpace).

Согласно недавним подсчетам Interactive Advertising Bureau, 72% доходов от размещения интернет-рекламы достается 10 компаниям, значительную часть которых составляют порталы. Прошлогодний прогноз eMarkerter гласил, что Google и Yahoo! по итогам 2006 года в совокупности должны получить более 40% всех доходов от интернет-рекламы в США. Google, по прогнозам агентства, должен был получить 23%, а Yahoo! - 19%.

Эти ожидания полностью оправдались. Согласно последним данным eMarkerter, опубликованным в докладе «Portal Marketing: The Big Four» («Маркетинг порталов: большая четверка»), в совокупности четыре портала Yahoo!, AOL, MSN и Google по итогам 2006 года получили более 57,4% всех доходов от интернет-рекламы в США.

Доля четырех крупнейших порталов на рынке интернет-рекламы США в 2006 году - данные eMarketerПричем доля и роль порталов в секторе интернет-рекламы не только не уменьшается, но даже и увеличивается, - подчеркивают авторы исследования. Уже в 2007 году, по мнению eMarketer, «большая четверка» может получить две трети (!) всех доходов от интернет-рекламы в США.

По данным Deutche Bank, в среднем рекламодатели во втором квартале в 2006 году направляли 32% своего бюджета на размещение рекламы в сети. При этом Yahoo и MSN доставалось порядка 10% совокупного бюджета, а AOL – 7%.

Впрочем, некоторые исследования приводят еще более шокирующие цифры. По данным доклада компании Marketscape, обнародованного на конференции OPA (Online Publishers Association's Forum), в 2005 году четыре крупнейших портала смогли аккумулировать 88% совокупных доходов от онлайновой рекламы в США. Безусловно, какая-то часть рекламных бюджетов ушла на размещение и на независимых сайтах, через рекламные сети, однако это довольно незначительная доля. Основатель Marketscape, выступая на форуме (его цитирует MediaPost), подчеркнул, что в 2006 году на долю «четверки» пришлось уже 92% всех расходов компаний в США на онлайновую рекламу. Это обескураживающая новость для тысяч небольших сайтов: ведь по мнению Marketscape, возможность заработка для этих компаний не увеличивается, а наоборот, уменьшается.

Выручка четырех крупнейших порталов от размещения интернет-рекламы США в 2006 году - данные eMarketer«Когда традиционные рекламодатели перенаправляют рекламные бюджеты в интернет, им хочется получить стабильность и гарантированный результат,  а так же охват по возможности массовой аудитории. И порталы – как раз то, что отвечает этим требованиям», - поясняет причины популярности «большой четверки» Дэвид Халлерман (David Hallerman), страрший аналитик eMarketer и автор доклада.

К тому же, подчеркивает он, все порталы, кроме Google, существуют уже более десяти лет (то есть имеют долгую историю), и обеспечивают рекламодателю, который там разместится, более 100 млн уникальных посетителей в месяц.

По прогнозам eMarketer, все это приведет к тому, что выручка четырех порталов от размещения рекламы в 2007 году вырастет до примерно $13 млрд.

Выручка четырех крупнейших порталов от размещения интернет-рекламы США - прогноз - данные eMarketerОднако, эта тенденция неоднозначна для всех четырех лидеров. «Если посмотреть на темпы роста выручки от размещения рекламы, то можно заметить, что показатели прироста у Google, к примеру, хотя и превышают аналогичные показатели у всех других порталов, все равно сокращаются год от года», - замечает Халлерман. В то же время выручка AOL и MSN, напротив, растет, причем особенно выросла она у AOL – на 36%.
Выручка Yahoo! от размещения рекламы  остается примерно постоянной, рост в 2006 и 2007 году составил около 20%. По словам авторов доклада, у Yahoo! продолжаются проблемы с размещением контекстной рекламы, однако баннерная реклама на его внутренних страницах продается хорошо.

«Даже несмотря на то, что массовый подход – это не тот, который устраивает поголовно всех, эти площадки продолжают оставаться основными в Сети», - говорит Халлерман. Хотя порталы, по его словам, и не самые «крутые», они, по крайней мере в ближайшем будущем, продолжат процветать.

Подобная тенденция наблюдается и в Рунете, где за основные рекламные бюджеты конкурируют представители "большой тройки" - порталы Yandex, Rambler и Mail.Ru, к ним примыкает РБК, а остальные сайты плетутся далеко в хвосте. Это неудивительно, если принимать во внимание тот факт, что эти порталы аккумулируют максимальную долю российской интернет-аудитории. И об этом свидетельствуют не только показатели посещаемости порталов, но и результаты офф-лайновых исследований. Так, к примеру, согласно данным мониторингового агентства «Комкон-2», весной прошлого года Яндексу отдавали предпочтение 59% российских пользователей интернета, Rambler — 54%, Google — 15%, а Mail.ru — 12%.

mediarevolution.ru