20.03.2007

Лужков неудачно припарковался

Правительство Москвы нарушило антимонопольное законодательство, решив передать все московские парковки в одни руки. ФАС предписала восстановить справедливость и обеспечить всем парковщикам равный доступ к столичным обочинам, а значит, и к деньгам автомобилистов.

В понедельник Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила о том, что столичное правительство нарушает закон «О конкуренции». Этот вывод московское УФАС сделало по результатам расследования жалобы столичной Ассоциации платных парковок на решение мэра Юрия Лужкова передать все московские платные парковки в распоряжение одной фирмы. Кроме того, для восстановления законности УФАС потребовала «обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к эксплуатации парковочных объектов».

В спорном распоряжении, которое Лужков подписал 2 июня 2006 года, говорилось, что все московские парковки должны быть отданы одной управляющей компании «для осуществления комплекса мероприятий по обеспечению создания, обустройства и эксплуатации парковочных объектов, входящих в состав единого парковочного пространства города Москвы».

По словам президента Ассоциации платных парковок Александра Полетаева, это означало, что Лужков захотел передать все обочины на откуп одной компании, выгнав всех остальных игроков с рынка.

Исполняя распоряжение мэра, Департамент транспорта и связи 20 сентября выбрал в качестве управляющей компании ОАО «Мосавтолегтранс». И с этого момента всех остальных парковщиков начали выдавливать с обочин. «Процесс начался с передачи «Мосавтолегтрансу» всех парковок, которые эксплуатировались самим городом. Таким образом, под контролем новой управляющей компании должны оказаться все платные стоянки без исключения», – рассказал Полетаев. При этом, по словам Полетаева, при переделе столичных парковочных площадей частные компании-парковщики не могут защититься даже действующими договорами, заключенными со столичным правительством. «Все юридические бумаги в этой ситуации просто перестают действовать. В ход идет «право сильного» – того, за кем правительство Москвы», – добавил Полетаев.

Лужкову уже давно не дают покоя доходы от московских парковок.

Подписав «монополистическое» распоряжение, мэр подкорректировал утвержденное им самим в ноябре 2005 года «Временное положение о городских парковках города Москвы». Согласно этому документу парковкой считается участок земли, непосредственно прилегающий к проезжей части. При этом места для стоянки автомобилей делятся на бесплатные, служебные и платные. Служебные могут быть городскими и частными, а за то, что происходит на всех платных парковках, отвечает ГУП «Городская служба платных парковок». По словам специалиста центра организации дорожного движения Департамента транспорта и связи Москвы Виктора Михеенко, при создании ГУП «ГСПП» было предложено возложить на него все функции по эксплуатации и сбору денег на платных парковках. «Но мы посчитали, и оказалось, что для этого нужен штат порядка 700 человек с соответствующим аппаратом и бухгалтерией, и решили оставить ГУП «ГСПП» в основном контролирующие функции», – добавил он. По действующей сейчас схеме большая часть московских платных стоянок обслуживается частными фирмами, которые обязаны брать за парковку с автомобилистов по установленным правительством Москвы тарифам и выплачивать часть из них ГУП «ГСПП». И лишь небольшая часть эксплуатируется самим ГУП «ГСПП».

Решением ФАС президент Ассоциации платных парковок доволен, однако уверен, что на этом дело о передаче столичных парковочных территорий в одни руки не закончилось. «У нас есть данные, что это был только первый раунд и скоро будет второй», – заявил Полетаев.

Сама формулировка ФАС с требованием «обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к эксплуатации парковочных объектов» не содержит в себе отмены распоряжения Лужкова о передаче всех парковок в одни руки. При этом, по словам Михеенко, речь идет о примерно 4,4 тыс. парковочных мест, преимущественно расположенных в пределах Садового кольца. Тарифы на платную парковку для всей Москвы устанавливаются распоряжением московского правительства, и официальная стоимость 1 часа парковки на стоянках в пределах Садового сейчас равна 40 рублям. Если учесть, что парковки работают по 12 часов в сутки 365 дней в году, мэр Москвы Юрий Лужков решил передать в распоряжение всего одной частной компании порядка 770 млн. рублей в год.

Для автомобилистов в результате этой борьбы ничего не изменится.

Независимо от того, какой фирмой обслуживаются московские платные парковки, на них должен действовать единый тариф – 40 руб. в час в пределах Садового кольца, 30 руб. в час – на территории между Садовым и ТТК, 25 руб. в час за пределами третьего кольца. На деле никто официальные тарифы не соблюдает, и ГУП «ГПСС» ничего не может с этим поделать. У московских парковщиков свои представления о том, какими должны быть расценки за парковку. Стоимость часа стоянки на правой полосе в центре Москвы может достигать и 500 рублей в час, как это, например, бывает в выходные на улицах около московского зоопарка. А для автомобилистов, которые решат «покачать» права и будут требовать соблюдения официальных тарифов, в кармане парковщика всегда найдется испачканный в автомобильной краске гвоздь.

Артем Бетев

GAZETA.RU