20.03.2007

Российские телевещательные сети дали "Сигнал" итальянцам. Госпредприятие планирует развивать мобильное ТВ


Глава ФГУП РТРС Геннадий Скляр готов участвовать не только в цифровизации, но и в «мобилизации» российского телевещания
Фото: Василий Александров / Коммерсантъ
Зарождающийся в России рынок услуг мобильной связи третьего поколения привлек внимание ФГУП "Российские телевещательные сети" (РТРС), распространяющего телерадиосигнал в российских регионах. Как стало известно Ъ, РТРС инициировало создание в Обнинске СП с итальянской компанией Digital Multimedia Technologies (DMT) для производства телевизионных передатчиков для мобильного телевидения. В дальнейшем РТРС планирует участвовать и в реализации проектов мобильного ТВ.
Компания DMT и завод "Сигнал" (Обнинск, Калужская область) подписали на прошлой неделе протокол о намерении создать СП, сообщил Ъ генеральный директор завода Валентин Родионов. По его словам, 51% предприятия будет принадлежать итальянским партнерам, а 49% распределят между собой завод "Сигнал", одна из "дочерних" структур ФГУП РТРС и российские инвесторы. СП будет выпускать передатчики для трансляции мобильного ТВ в формате DVB-H (Digital Video Broadcast-Handheld; DVB). Этот формат позволяет принимать на телефон, оснащенный ТВ-тюнером, сигнал, транслируемый с передатчиков, установленных на телебашнях. "Инвестиции в проект со стороны итальянских партнеров составят €2-5 млн,– рассказал Ъ глава ФГУП РТРС Геннадий Скляр.– Стоимость передатчиков, производимых в России, по предварительным подсчетам, будет на 30% дешевле, чем таких же устройств, производимых за рубежом. Для того чтобы покрыть город-миллионник, необходимо 15-20 передатчиков. Один, мощностью 2-6 кВт, устанавливается на телебашне, а оставшиеся, менее мощные, распределяются в зависимости от рельефных особенностей города. Для того чтобы мобильное телевидение было доступно во всех крупных городах страны, каждому оператору необходимо 500-1000 передатчиков разной мощности". По экспертным оценкам, для организации мобильного ТВ в Москве оператор должен будет потратить на передающее оборудование около $500 тыс.

По словам пресс-секретаря компании DMT Марко Рубино, предприятие начнет работу в конце этого года: "Согласно бизнес-плану, в течение пяти лет мы планируем занять 30% рынка, а объем продукции, выпущенной за это время, составит порядка €200 млн. Продукция будет поставляться не только на российский рынок, но и в страны СНГ".

Digital Multimedia Technologies является одним из ведущих европейских производителей теле- и радиоретрансляционного оборудования (доля на рынке около 20%) и крупнейшим итальянским частным поставщиком услуг по передаче теле- и радиосигнала (более 700 вышек). Выручка за 2006 год – €97,6 млн, EBITDA – €30,3 млн.

Приборный завод "Сигнал" входит в структуру Росатома. Производит электронные системы управления и контроля для реакторов АЭС и ядерно опасных объектов, телепередатчики и антенны. Выручка в 2005 году – 383 млн руб., убыток – 28 млн руб. Планируемая выручка в 2006 году – 490 млн руб. Инициатором создания СП было РТРС. Наладив выпуск оборудования, госкомпания рассчитывает впоследствии стать его заказчиком. "Возможно, мы будем развивать проекты в этой области совместно с 'Системой Масс Медиа', 'Голден Телекомом' и другими потенциальными операторами мобильного телевидения",– заявил Ъ господин Скляр.

В настоящее время услуги мобильного ТВ с применением технологии DVB-H испытывают во многих странах мира, среди них – Япония, США, Германия, Франция, Великобритания и большинство скандинавских стран. По оценкам аналитической компании Juniper Research, доходы провайдеров такого телевидения к 2010 году достигнут $11,7 млрд, а число абонентов – 65 млн. В России о намерении развивать мобильное ТВ говорили почти все крупнейшие участники телекоммуникационного рынка, но конкретных планов пока ни у кого нет. "Мобильное ТВ можно отнести к медийному направлению развития, которое мы считаем очень перспективным,– говорит менеджер по связям с общественностью 'Вымпелкома' Екатерина Осадчая.– Однако на рынке существуют различные стандарты мобильного ТВ, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому важно определиться со стратегией развития мобильного ТВ, в том числе и в выборе стандарта вещания". О возможном партнерстве с РТРС представители сотовых компаний, а также "Системы Масс Медиа" и "Голден Телекома" говорить отказались.

По прогнозам iKS-Consulting, количество потребителей мобильного телевидения в России к 2009 году может составить около 1-1,5% от совокупной абонентской базы всех операторов. При этом оказание данной услуги может принести операторам к 2009 году около $8 млн, а к 2012 порядка $40 млн. "Успешная реализация проекта по производству оборудования обеспечит непосредственное участие ФГУПа в развитии данного рынка в качестве ключевого поставщика абонентского оборудования,– считает партнер компании J`Son & Partners Борис Овчинников.– Однако РТРС и раньше заявляло о масштабных проектах, которые после их громкого анонсирования тихо сошли на нет".

ИННА Ъ-ЕРОХИНА

КоммерсантЪ