19.03.2007

Инсайдерам ломают игру

Играть на российском фондовом рынке, владея секретной информацией о торгующихся на нем компаниях, станет не безопасно. Закон об инсайде, запрещающий это, внесен в правительство, сообщил глава ФСФР Олег Вьюгин.

Проект закона, который должен защитить российский фондовый рынок от злоупотребления инсайдерской информацией, внесен в правительство. Об этом в пятницу сообщил глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин.

При помощи закона «об инсайде» ФСФР надеется отследить, как закрытая информация попадает к отдельным игрокам фондового рынка. «Проблема использования инсайда на рыке существует, это совершенно точно. Когда происходит инсайд, вы это легко видите», – говорит директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. Скажем, если кто-то без видимых причин сбрасывает акции компании, по которой несколько часов спустя выходит негативная новость, это явный признак такой сделки. «Или взять случай, когда в 2004 году перед повышением кредитного рейтинга России агентством S&P рост на рынке начался до появления новости», – говорит Клейнер. Можно вспомнить и игру на акциях ЮКОСа в период его банкротства. «На рынок сливалось огромное количество противоречивых данных, заставлявших рынок двигаться вверх и вниз», – напомнил в интервью «Газете.Ru» председатель правления группы компаний Renaissance Investment Management Андрей Мовчан.

При этом крупные инвестиционные компании утверждают, что им невыгодно использовать инсайд. Ведь они, рискуя большими суммами, более настороженно относятся к информации, которую не в силах проверить. Да и не могут воспользоваться ею без существенного влияния на рынок. «Единственные, кто реально использует инсайд – это чиновники высоких рангов. Против них, и это очень правильно, направлены законы об инсайдерской информации», – считает Мовчан.

Конечно, подозрительные сделки и сейчас привлекают внимание ФСФР. Но пока служба не может их доказать. Новый закон даст ФСФР эту возможность. Он обяжет биржу фиксировать подозрительные сделки и направлять отчет о них в надзорное подразделение ФСФР. Если служба также сочтет сделки сомнительными, она инициирует опрос людей, имеющих к ним отношение. После чего передаст информацию в правоохранительные органы и попросит провести расследование.

Вот только хватит ли следственным органам компетентных специалистов, чтобы справиться с этими экономическими задачками? ФСФР тоже задается этим вопросом. Когда «Газета.Ru» адресовала его Вьюгину, тот признался, что не помнит ни одного случая перехода квалифицированного финансового специалиста в органы МВД или прокуратуры. «Обратные случаи были», – пошутил глава ФСФР. Чтобы избежать двусмысленностей в определении инсайда, необходимы предельно точные формулировки. Тогда честные участники сделки не попадут под подозрение и МВД будет ограждено от обвинений в необъективности.

«Существует опасность попасть в такую же неоднозначную ситуацию, какая сложилась вокруг Центробанка. Кто-то говорит, что его решения об отзыве лицензий объективны, кто-то – что субъективны. Потому должны быть четкие критерии», – говорит Вадим Клейнер.

Создать качественный закон против инсайда в России не могут уже пять лет. Первый подобный проект депутаты внесли в Госдуму в 2002 году. Он пролежал там два года, но второго чтения так и не дождался. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) объявила, что в проекте нет четкого определения инсайдерской информации, что может парализовать практику применения закона, и попросила его не принимать. Затем задача легла на ФСФ и в проекте появились определения «инсайда», «инсайдера» и даже список случаев недобросовестного использования информации. Закон был готов еще весной 2006 года. Однако согласование затянулось.

Даже сейчас остались разногласия с Центробанком, сообщил Вьюгин. Не решено, какое ведомство будет проверять на инсайд Банк России. ФСФР хочет контролировать ЦБ наряду с прочими организациями. Руководство Центробанка считает, что служба должна контролировать всех, кроме работников ЦБ.

Поставить точку в этом споре глава ФСФР надеется на совещании в правительстве.

Впрочем, даже если разногласия будут сняты, закон вступит в силу еще нескоро. «Скорее всего, этот законопроект будет принят уже следующим составом Госдумы», – признался Вьюгин.//Екатерина Мереминская

GAZETA.RU