16.03.2007

Воздушные мосты сожжены. "Аэрофлот" поставил точку в затянувшейся истории с выбором дальнемагистральных самолетов

В ближайшие недели компания подпишет твердый контракт с европейским концерном Airbus на приобретение 22 самолетов А350. Отказ от аналогичного контракта с Boeing эксперты называют ответом России на санкции, введенные в прошлом году США против "Рособоронэкспорта" и АХК "Сухой".
В ближайшие недели "Аэрофлот - Российские авиалинии" подпишет соглашение с европейским концерном Airbus о приобретении дальнемагистральных самолетов. Как рассказал вчера глава "Аэрофлота" Валерий Окулов, твердый контракт будет подписан на поставку 22 самолетов А350. Впрочем, оговаривается Окулов, это будет совмещенный контракт, предусматривающий покупку не только А350, но и А330.
Поставки А350 начнутся с 2015 года. Первые три-четыре самолета компания, возможно, возьмет в операционный лизинг, чтобы ознакомиться с новым продуктом. Все остальные машины будут приобретаться в собственность, в 12летний финансовый лизинг.
В ближайшей же перспективе "Аэрофлот" получит в операционный лизинг самолеты А330, которые со временем будут замещаться в парке А350.
Контракт на поставку десяти А330 уже согласован, всего же компании потребуется 12-15 таких лайнеров. Поставки этих самолетов начнутся в четвертом квартале 2008 года.
Как уже сообщал "Бизнес", тендер на поставку 22 дальнемагистральных самолетов "Аэрофлот" объявил еще в 2005 году, однако принятие решения постоянно откладывалось. Борьба велась между американской компанией Boeing с Boeing 787 Dreamliner и европейским концерном Airbus с А350. Осенью 2006 года менеджмент компании принял решение в пользу Boeing, предложив с 2010 по 2012 годы приобрести 22 Boeing 787 Dreamliner. При этом предусматривался опцион на 22 А350 до 2016 года. Но из-за отсутствия правительственной директивы для голосования в совете директоров это предложение так и не было реализовано.
В начале этой недели президент "Боинг - гражданские самолеты" Скотт Карсон заявил, что продолжает переговоры с "Аэрофлотом" по поставке Boeing 787. Однако вряд ли они повлияют на планы российской авиакомпании. Валерий Окулов утверждает, что переговоры с корпорацией находятся в стадии заморозки и о перспективах их возобновления говорить сложно.
Сумма сделки с Airbus не сообщается. По данным зарубежных экспертов, стоимость А350 в зависимости от модификации составляет от $189 млн до $242 млн. Цена А330 - $140-155 млн. Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что реальная сумма контракта будет минимум на 20-25% дешевле каталожной. "Аэрофлот" будет одним из первых клиентов по покупке А350, а 22 самолета - достаточно крупный заказ, и это позволит компании добиться более выгодных условий, считает аналитик.
По его мнению, сумма контракта по А350 должна превысить $3 млрд. Аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков тоже считает, что сумма контракта составит не менее $3,3 млрд.
Участники рынка и эксперты отмечают, что решение по выбору поставщика самолетов было политическим. В прошлом году Америка приняла ряд болезненных для России решений, в частности, запретила своим компаниям сотрудничество с "Рособоронэкспором" и АХК "Сухой". Существуют также разногласия по присоединению России к ВТО. При этом у России наблюдается интерес к расширению сотрудничества с EADS. Аналитик Банка Москвы по авиастроению Михаил Лямин напоминает, что менеджмент склонялся к закупке Boeing 787, и Национальная резервная корпорация, контролирующая 30% акций компании, даже резервировала самолеты для "Аэрофлота", подписав соответствующее соглашение с Boeing и внеся аванс. По словам Пантелеева, предложение Boeing было выгоднее для "Аэрофлота" уже потому, что сроки поставок Boeing 787 были более близкими. Предполагалось, что уже с 2010 года компания начала бы поставки самолетов.
Впрочем, любое решение- это уже хороший знак для "Аэрофлота", считает Олег Судаков. Теперь важно, чтобы контракт был реализован. Остается вопрос, удастся ли Airbus выдержать заявленные сроки создания А350, говорит Олег Пантелеев, отмечая, что пока эта программа развивается не столь динамично, как хотелось бы.

АННА БАЖИНА

Газета "Бизнес"