16.03.2007

Компания X5 Retail Group пополнится гипермаркетами Frank

Один из крупнейших российских ритейлеров компания X5 Retail Group намерена расширить свой формат: к уже существующим дискаунтерам "Пятерочка" и супермаркетам "Перекресток" добавятся гипермаркеры Frank. Компания планирует открыть более 70 крупноформатных магазинов в течение пяти лет.

Компания X5 Retail Group NV опубликовала вчера на своем сайте стратегию развития на ближайшие пять лет. Стратегия X5 разрабатывалась с учетом того, что гипермаркеты, согласно подсчетам аналитиков, в ближайшие пять лет должны вырасти на 39% в год и к 2011 году достичь 46 миллиардов долларов. Бренд Frank разработал основатель "Пятерочки" и владелец "Карусели" Андрей Рогачев еще до объединения "Пятерочки" и "Перекрестка" и собирался открывать под этой маркой супермаркета. После объединения права на бренд перешли в собственность объединенной компании X5. По словам главного исполнительного директора X5 Льва Хасиса, это будут гипермаркеты французского стиля и оперировать они будут в сегменте низких цен. Уже в этом году должен появиться первый гипермаркет, а с 2009 года крупноформатные магазины начнут появляться в массовом порядке, пишет газета "Ведомости".

В стратегии компании говорится, что около 25 гипермаркетов Frank появится в результате поглощения сети "Карусель". Это произойдет в том случае, если X5 исполнит опцион на ее покупку у основателей "Пятерочки". С 1 января до 1 июля 2008 года компания может реализовать опцион. Как говорил ранее Лев Хасис, окончательное решение, покупать ли "Карусель", X5 будет принимать "на основании оценки компании в момент исполнения опциона". Более 70 магазинов будет открыто "с нуля". Гипермаркеты будут иметь торговую площадь 5000, 7000 и 10 000 кв. м и ассортимент в 40 000-60 000 наименований. Под строительство новых магазинов, сообщает X5, уже получено больше 20 участков, еще 60 находятся в процессе оформления.

Согласно подсчетам главного исполнительного директора X5, стоимость строительства одного гипермаркета без учета покупки или аренды земли - 1,5 тысячи долларов на 1 кв. м.

Гендиректор консалтинговой компании "Магазин магазинов" Анна Ширяева не считает оправданным шагом использование третьего бренда. "'Пятерочка' и 'Перекресток' хорошо известны потребителю, а теперь придется потратиться на продвижение третьей марки",- говорит она. По оценке директора по развитию ГК "Виктория" Игоря Николаева, на продвижение бренда розничной сети ежегодно нужно тратить около 5% от ее оборота или не менее 300 тысяч долларов с одного гипермаркета. В ребрэндинг "Карусели" нужно будет вложить не менее 100 тысяч долларов на один гипермаркет (только смена вывески и внутренний рестайлинг), подсчитал господин Николаев. Аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко, несмотря на возможные затраты X5 на новую марку, считает важным, чтобы "покупатель не путал между собой магазины разных форматов", - сообщает "Коммерсант".

Как пишет газета "Бизнес", аналитики называют выход компании в сегмент гипермаркетов логичным и давно ожидаемым шагом. По мнению большинства экспертов, мультиформатность, на которую явно делается ставка,- основной тренд развития рынка. "Все крупные международные сети мультиформатны,- отмечает аналитик UFG Алексей Кривошапко.- Со временем все российские игроки, стремящиеся к лидерству, повторят этот путь развития".
"Гипермаркеты на сегодняшний день остаются одним из наименее освоенных сегментов рынка розничнойторговли и обладают существенным потенциалом роста",- добавляет аналитик ИК "Тройка Диалог" Михаил Терентьев. К тому же такой формат, по мнению эксперта, оптимально подходит для развития на региональных рынках страны, где пока невысок платежеспособный спрос.
Эксперты полагают, что заявленные планы, вероятнее всего, будут реализованы не только за счет строительства "с нуля", но и за счет сделок по слиянию и поглощению. "Помимо реализации опциона на выкуп сети гипермаркетов "Карусель" с вероятностью свыше 90%, я не исключаю и возможности других сделок по слиянию и поглощению",- считает начальник отдела фундаментального анализа брокерского дома "Открытие" Наталья Мильчакова. В самой компании не отрицают своего интереса к активу ФК "Уралсиб" розничной сети "Копейка", хотя в ее составе и нет гипермаркетов.
Помимо объективной привлекательности формата гипермаркетов выход в новый сегмент поможет Х5 стать привлекательным активом в глазах иностранных стратегических инвесторов. "Гипермаркеты могут повысить стоимость Х5 и ее привлекательность для потенциальных инвесторов. - подчеркивает "Бизнес". Например, такой актив будет очень интересен Wal-Mart",- отмечает пресс-секретарь ФК "Финам" Владислав Кочетков.

У этого сегмента самый высокий потенциал роста: на развивающихся рынках всего 28% магазинов современных форматов - гипермаркеты, а в развитых - 48%, замечает Антон Порядин из AT Kearney. Но и конкуренция тут будет высокая, к тому же подходящих площадок не так много. Для строительства гипермаркета требуется участок от 0,45 до 1,5 га, говорит замдиректора департамента торговой недвижимости Penny Lane Consulting Анна Коваль. По ее словам, число свободных площадок в московском регионе стремительно сокращается и за каждую девелоперы ведут серьезную борьбу, - пишут "Ведомости".

X5 Retail Group (бывшая Pyaterochka Holding) создана 18 мая 2006 года в результате слияния "Перекрестка" и "Пятерочки". На 31 декабря 2006 года включала 451 "Пятерочку" и 168 "Перекрестков". Еще 605 "Пятерочек" и 10 "Перекрестков" открыты по франшизе. Выручка за 2006 год - 3,48 миллиардов долларов ("Пятерочка" - 1,973 миллиардов долларов, "Перекресток" - 1,512 миллиардов долларов).
Акционеры "Альфа-групп" владеют 47,8% X5, у основателей "Пятерочки" - 21,2%, у менеджеров X5 - 6,2%. 24,2% находятся в свободном обращении на LSE. Капитализация на вечер пятницы - $6,3 млрд, напоминает "Коммерсант".