13.03.2007

"Прайм" станет пятизвездным. Аркадий Новиков объединит свой фаст-фуд с ресторанами Delta Private Equity Partners

Мода на сделки M&A докатилась и до ресторанного рынка. Как стало известно Ъ, ресторатор Аркадий Новиков и фонд Delta Private Equity Partners объединяют принадлежащие им сети демократичных ресторанов – "Пять звезд" и "Прайм". Капитализация объединенной сети, которая будет работать под брэндом "Пять звезд", по оценкам аналитиков, должна составить порядка $15-20 млн. Несмотря на не слишком высокую стоимость сделки, она демонстрирует, что ресторанный рынок "повзрослел" и начал консолидироваться, отмечают эксперты.

О том, что сети быстрого обслуживания "Пять звезд" и "Прайм" объединяют бизнес, Ъ рассказали директор по связям с инвесторами Delta Private Equity Partners Екатерина Столкин и руководитель проекта и исполнительный директор ресторанного направления группы компаний Аркадия Новикова Татьяна Бурделова. По словам госпожи Бурделовой, сделка будет закрыта в течение трех-шести месяцев, поэтому форма, в которой произойдет объединение, еще обсуждается. Она не исключает, что партнеры создадут совместное предприятие. А источник, близкий к Delta, предположил, что господину Новикову с партнерами достанется две трети такого СП, остальное – Delta. Управлением объединенной сети займется менеджмент сети "Пять звезд".

Сеть "Пять звезд" была основана в 2005 году и в настоящее время объединяет пять ресторанов в Москве и производственно-распределительный центр. Площадь отдельного ресторана – 100-150 кв. м. Средний чек – около $5. Рестораны принадлежат ООО "Эксалан", которой владеют Аркадий Новиков и двое его партнеров. Сеть "Прайм" основана в 2002 году, объединяет семь ресторанов в Москве примерно такой же площадью и в такой же ценовой категории, как у "Пяти звезд". Управляет сетью ООО "Фаст Фуд Индастриз", контролируемое Delta Private Equity Partners. Небольшой пакет – у английских партнеров Delta и частного лица. Источник, близкий к Delta, уточнил, что в результате объединения появится сеть c годовым оборотом около $15 млн, а ее рыночная стоимость может составить до $17-20 млн. По мнению Олега Ларина, вице-президента банка "Траст", который интересовался покупкой "Пяти звезд" и "Прайма" в начале прошлого года, оборот объединенной компании может составить $14-17 млн исходя из средней посещаемости одного заведения 600-700 человек в день и среднего чека $5-6.

По словам ресторатора Романа Рожниковского, который владеет сетью демократичных ресторанов "Грабли", "Прайм" и "Пять звезд" "уже сейчас стали довольно заметными игроками на московском ресторанном рынке". По его мнению, по меркам ресторанной отрасли это достаточно крупные сети, но в ближайшие несколько лет, прогнозирует он, годовая выручка крупнейших игроков будет составлять около $100 млн. Обе сети работают в так называемом премиум-сегменте быстрого питания, что подразумевает сочетание быстрого обслуживания гостей и "ресторанного" качества блюд. По словам госпожи Бурделовой, прямых конкурентов в данном сегменте у "Пяти звезд" и "Прайма" нет ни в Москве, ни в регионах. По ее словам, в течение трех-пяти лет планируется вывести объединенную сеть в Санкт-Петербург и другие города-миллионники. В Москве за этот период планируется открыть еще 50 ресторанов. "Этот план может быть скорректирован в зависимости от конъюнктуры рынка",– осторожничает Татьяна Бурделова. По словам Татьяны Бурделовой, открытие одного ресторана стоит $500-700 тыс. Таким образом 50 новых магазинов могут обойтись компании примерно в $25-35 млн.

"Аренда в регионах стоит дешевле, продукты – тоже, поэтому рентабельность ресторанного бизнеса там, как правило, выше",– объясняет региональные замыслы конкурентов Роман Рожниковский. Планы по открытию ресторанов в Москве он называет масштабными, но выполнимыми. Собеседники Ъ утверждают, что объединение их сетей – первая сделка M&A на российском рынке фаст-фуда. Правда, рынок кофеен начал консолидироваться чуть раньше. В 2004 году сеть "Монтана Кофе" приобрела сеть "Zen Кофе", а в середине 2005 года "Кофетун" присоединил сеть из четырех китайских ресторанов "Фэн-Лун". В феврале прошлого года "Шоколадница" купила три ресторана "Марко", а в конце 2006 года "Бразерс и компания" сделала покупку за рубежом – ей достались шесть ресторанов Mondo Pizza в Чехии. По данным Госкомстата, оборот предприятий общественного питания в России в 2005 году составил 312,4 млрд руб., или около $11 млрд. С 2002 по 2005 год оборот в фактических ценах вырос на 116%. Ежегодный прирост рынка в среднем на уровне 30%.

Роман Рожниковский и владелец ресторанного холдинга "Арпиком" Михаил Зельман считают, что консолидация на ресторанном рынке еще не вошла в активную стадию, поэтому объединение "Пяти звезд" и "Прайма" – знаковое событие. "Эта сделка показывает, что рынок становится цивилизованным и конкурентным. Заметные игроки объединяются, и это дополнительный стимул для развития других сетей",– говорит господин Рожниковский. "С одной стороны – сильная команда Аркадия Новикова, с другой – финансовые ресурсы Delta. Это даст отличную синергию",– добавляет Михаил Зельман. КРИСТИНА Ъ-БУСЬКО

КоммерсантЪ