27.02.2007

"Интурист" учится летать. ВАО "Интурист" изучает различные варианты создания собственной авиакомпании

Как стало известно Ъ, ВАО "Интурист" изучает различные варианты создания собственной авиакомпании. Один из них – покупка небольшого перевозчика и лизинг самолетов. Такой проект, по экспертным оценкам, может стоить "Интуристу" от $20 до $100 млн. Участники рынка предупреждают, что авиабизнес будет рентабельным при условии перевозки не менее 300 тыс. пассажиров в год. Однако туристов, путевки которых предполагают авиаперелеты, у "Интуриста" пока гораздо меньше.

О том, что "Интурист" намерен обзавестись собственной авиакомпанией и сейчас изучает три варианта выхода на новый рынок, Ъ рассказал вице-президент компании Олег Дьяченко. Первый вариант, по его словам,– договориться с одним из действующих перевозчиков о переименовании в "Интурист". Взамен использования лицензии "Интуриста" авиаперевозчик получит возможность обслуживать клиентов туроператора. Второй способ – приобрести небольшую компанию, имеющую свидетельство эксплуатанта воздушного транспорта, и взять для нее в лизинг несколько "Боингов". Наконец, можно купить уже существующую авиакомпанию, специализирующуюся на чартерных перевозках, говорит господин Дьяченко. "По каждому из вариантов создана рабочая группа, которая до мая должна подготовить свои экономические заключения. На их основе и будет принято решение",– пояснил он.

О намерении "Интуриста" выйти на рынок авиаперевозок слышали представители нескольких крупных авиакомпаний. По их информации, туроператор обсуждает возможное сотрудничество с "ВИМ-Авиа" и "Атлант-Союзом". Гендиректор авиакомпании "Атлант-Союз" Владимир Давыдов не стал комментировать переговоры с "Интуристом".

В прошлом году принадлежащая туроператору компания "Авиачартер" выступила заказчиком около 900 рейсов. А после приобретения "Интуристом" туроператоров "Скайвей" и "Ривьера" число бортов может превысить 1 тыс. В первую очередь они будут задействованы на турецком и египетском направлениях, которые сейчас осваивает "Интурист", а также на традиционных для туроператора маршрутах в Европу: Италию, Хорватию, Черногорию.

Внешнеэкономическое акционерное общество (ВАО) "Интурист" создано в 1929 году. ВАО принадлежит 57 дочерних фирм в России и 11 за рубежом. В рейтинге крупнейших турфирм России, составленном Ъ и газетой "Туринфо", "Интурист" по итогам 2005 года занял седьмое место с 415 тыс. обслуженных туристов и оборотом в $106,88 млн (экспертная оценка). Основной доход обеспечивает въездной туризм – прием иностранцев в России. АФК "Система" принадлежат 71,54% акций "Интуриста", ГАО "Москва" – 28,42%. Миноритарии – МББР и частные лица.

По мнению первого заместителя гендиректора туроператора "Нева" Алексея Каширского, "Интурист" строит полноценный туристический холдинг, в котором оператор сам контролирует розничные продажи, владеет гостиничной инфраструктурой, принимающими компаниями на курортах и оказывает транспортные услуги. "По такой схеме построены ведущие западные туристические концерны TUI и Thomas Сook",– говорит он.

Эксперты авиационного рынка считают наиболее перспективным вариантом покупку небольшой авиакомпании со свидетельством эксплуатанта и лизинг воздушных судов. "Такие крупные перевозчики, как 'Сибирь', 'ВИМ-Авиа', 'КД-Авиа', существенно потеснили ряд мелких авиакомпаний, которые будут рады союзу с 'Интуристом'",– поясняет руководитель аналитической службы агентства "Аэропорт" Олег Пантелеев.

Авиакомпания без собственного парка может стоить сегодня $1-1,5 млн, утверждают эксперты. Лизинговые платежи зависят от состояния и возраста самолета. Так, затраты на "Боинг-737" в приличном состоянии могут составить $200 тыс. в месяц. По оценке Бориса Рыбака, гендиректора консалтинговой компании Infomost, первоначальные инвестиции в такой проект могут составить от $20 до $100 млн.

В одиночку "Интуристу" будет сложно справиться с загрузкой собственной авиакомпании, предупреждают эксперты. "У рентабельного перевозчика должно быть пять-шесть самолетов, каждый из которых должен в год налетать до 2,5 тыс. часов. То есть 15 тыс. часов на всех",– рассуждает Алексей Каширский. При средней продолжительности рейса в обе стороны в 6,5 часа число рейсов достигает 2,3 тыс. Самолет перевозит за рейс 140 человек. Таким образом, в год авиакомпания должна обслужить около 322 тыс. пассажиров. Между тем, по данным источника, близкого к "Интуристу", в прошлом году компания отправила за рубеж около 230 тыс. человек (еще примерно столько же клиентов "Интурист", лидирующий на рынке приема иностранцев, принял в России). "Чтобы загрузить мощности собственной авиакомпании, `Интуристу` придется возить клиентов других туроператоров, которых предложение конкурента вряд ли заинтересует",– считает гендиректор компании "Лайн Инвест Тур" Галина Горшкова.

СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ, АЛЕКСЕЙ Ъ-ЕКИМОВСКИЙ

Взлеты и падения российских туроператоров

До сих пор российские туроператоры не слишком успешно управляли авиакомпаниями. В 2001 году чартерная авиакомпания AJT, испытывавшая финансовые трудности, по данным участников рынка, была куплена учредителями одного из крупнейших в России туроператоров – компании "Натали Турс". В "Натали Турс", правда, утверждают, что AJT не покупали. Через два года так и не ставшая прибыльной авиакомпания была закрыта. Ее долги на тот момент составили более $10 млн. В 2005 году туроператор "Тэз Тур" участвовал в консорциуме, который победил в тендере на приватизацию литовского национального перевозчика LAL, пообещав заплатить за 100% акций авиакомпании $10 млн. Однако в том же году "Тэз Тур" вышел из консорциума. "Мы участвовали в этом тендере по просьбе наших литовских партнеров. Однако потом выяснилось, что у нас разные взгляды на развитие LAL",– объяснил глава туркомпании Александр Синигибский.

КоммерсантЪ