26.02.2007

"Эксперт" подвинул рынок



Эксперт По итогам прошедшего года франчайзинговая сеть "Эксперт" сдвинула с четвертого на пятое место сеть "Мир", достигнув оборота 758 миллионов долларов, в сравнении с 550 миллионами долларов соответственно. Таким образом, в пятерке крупнейших российских сетей электробытовой техники изменилась расстановка сил. "Эксперт" намерен занять 8-10% рынка к концу текущего года и войти в тройку лидеров. По словам генерального директора сети Кирилла Новикова, концепция их бизнеса такова, что дополнительный оборот создается путем консолидации уже имеющихся на рынке магазинов, в отличие от других компаний, которые открывают собственные магазины. Поэтому "скорость роста сети связана с самой концепцией бизнеса компании, - говорит господин Новиков. - Наши технологии позволяют небольшим игрокам, собравшимся под флагами "Эксперта", остаться на плаву, повысив конкурентоспособность". По мнению гендиректора сети результаты прошедшего года не столь значительны: "результаты, которыми на самом деле можно будет гордиться, мы планируем достигнуть в 2007 году, заняв 8-10% российского рынка и выйдя на третье место по объемам продаж", - подчеркнул он.

Директор департамента по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Тимофей Суровцев с этим не согласен. По его мнению, на небольших магазинах, которые объединяет "Эксперт", долгосрочного бизнеса не выстроить. "Это можно рассматривать только как казус - ситуация с "Экспертом" развивается вопреки логики. Самый выгодный формат сегодня - 1,5 тыс. кв. м, и со временем эта цифра будет расти. "Эксперт" же работает в формате вчерашнего дня, - считает г-н Суровцев. - К тому же эта сеть развивается исключительно экстенсивно. Еще год-два положительной динамики - и рост сойдет на нет. Доходность при этом минимальна - EBITDA вряд ли превышает 2%". Основными причинами столь активного развития сети "Эксперт", по мнению Суровцева, являются либо подготовка к IPO, либо подготовка к продаже бизнеса. Господин Новиков в свою очередь уверяет, что эти варианты в планы "Эксперта" не входят.

С тем, что "Эксперт" каким-либо образом изменил расстановку сил на рынке не согласны в компании "Мир". "Мы не рассматриваем "Эксперт" как торговую сеть. Это искусственно созданный бренд, за которым скрывается закупочный кооператив. Мне кажется, что сравнивать их показатели с показателями большой четверки не совсем корректно", - заявила РБК daily PR-директор компании "Мир" Елизавета Тотунова. Но, по мнению PR-директора "Техносилы" Надежда Сенюк, френчайзинг - один из немногих способов выживания, поскольку на этом рынке слияния и поглощения являются исключением. "Активное присоединение региональных игроков к франчайзинговой программе "Техносилы" это также подтверждает", - говорит она. Кроме того, Надежда Сенюк считает, что еще больше неожиданных результатов может принести рынку электроники и бытовой техники текущий год. И "Техносила" намерена приложить к этому максимум усилий", - заключает она.

Компания "Эксперт-ритейл" основана в 2003 году дистрибьюторской компанией "Корсо Трейд". Сеть развивается по франчайзинговой схеме и на данный момент объединяет 292 магазина электроники и бытовой техники средней площадью 500 кв. м на территории РФ. Оборот сети в 2005 году составил 360 миллионов долларов, в 2006 году - 758 миллионов долларов, пишет РБК daily.