26.02.2007
Russian Food&Drinks

Какая сладкая приманка! Краткий обзор рынка шоколадной продукции г. Уфы

Исследования BTL-агентства 4P-for promote

  Кому бы не хотелось сладкой жизни? Наверное, не отказался бы никто, но вот тем, кто делает нашу жизнь слаще, а именно производителям разнообразных кондитерских изделий, приходится учитывать многое. Сегодня российский покупатель стал разборчивее, требовательнее и избирательнее.   Это подтверждает проведенное BTL-агентством 4P-for promote исследование рынка шоколадной продукции г. Уфы (Башкирия).
  В опросе приняли участие более 500 человек – 35% мужчин и 65% женщин. Из них 22% не достигли 20 лет, 37% составляют группу 21–30 лет, 33% – 31–45 лет, 8% – старше 45 лет.
  Результаты опроса показали, что 88% респондентов являются и покупателями, и потребителями шоколада. Оставшиеся 12% распределились следующим образом: 5% покупают, но не едят шоколадные изделия, а 7% – едят, но сами не покупают.
  Самой популярной в Уфе продукцией из шоколада являются батончики – их приобретают 41% опрошенных. Еще 32% отдают предпочтение шоколадным плиткам, а 27% останавливают свой выбор на шоколадных конфетах. При этом 55% респондентов предпочитают молочный шоколад, 22% – темный, горький и 23% – белый.
  Лидерство среди мест покупки шоколадной продукции принадлежит супермаркетам, где любимые лакомства приобретают 38% участников опроса. В киосках шоколадные изделия покупают 28%, в продовольственных магазинах – 17%, на рынках – 13%. Для 3% опрошенных формат торговой точки не имеет значения.
  При выборе шоколада покупатель руководствуется множеством факторов. Однако какой из критериев является наиболее важным при принятии решения о покупке? Совсем недавно все решала цена, но сегодняшний российский покупатель во главу угла ставит доверие производителю – 48% респондентов отметили этот фактор как главный. 22% уфимцев, принявших участие в опросе, в первую очередь смотрят на состав продукции, и только 14% ориентируются на цену (рис. 1). Среди прочих факторов в ходе опроса были названы известность торговой марки, вкус и другие.

1

  Хотя стоимость продукта и заняла лишь третье место в рейтинге критериев, определяющих выбор покупателей, при выводе на рынок новой торговой марки и позиционировании ее в том или ином ценовом сегменте,она играет решающую роль. Поэтому важно определить, какой же диапазон цен является критичным для уфимского покупателя.
  Так, традиционные шоколадные плитки 51% респондентов покупают по цене от 20 до 60 рублей за 100 граммов; 26% опрошенных выбирают продукцию подешевле, а 12%, наоборот, готовы отдать за плитку шоколада более 60 рублей. Затруднились назвать оптимальную для себя стоимость этого вида кондитерских изделий 11% участников опроса (рис. 2).
  Следует отметить, что стоимостные предпочтения потребителей сходятся в отношении развесных шоколадных конфет и конфет в коробках.
  Так, развесные шоколадные конфеты 35% уфимцев покупают по цене до 100 рублей за килограмм, 33% – от 101 до 200 рублей, 18% – от 201 рубля. Затруднились определить ценовой диапазон в этой группе продукции 14% опрошенных (рис. 3).

2  3

  Шоколадные конфеты в коробке по цене от 100 до 200 рублей предпочитают покупать 36% респондентов; 32% выбирают конфеты стоимостью до 100 рублей, 18% – от 200 рублей и выше. И 14% затруднились назвать оптимальный ценовой диапазон (рис. 4).
  В ходе выявления критериев, определяющих выбор покупателей шоколадных кондитерских изделий, был также задан вопрос, влияет ли на выбор покупателей реклама. Мнения уфимцев, участвовавших в опросе, разделились: 47% респондентов сказали, что прислушиваются к рекламе, а 52% категорически отвергли свою подверженность ее воздействию. Между тем столь высокий процент тех, кто считает, что не реагирует на рекламу, возможно, не соответствует действительности. Дело в том, что современные рекламные технологии позволяют сделать ее не столько агрессивной и броской, сколько запоминающейся и влияющей на подсознательном уровне, то есть более эффективной и в то же время незаметной для покупателя/потребителя.

4

  Среди тех, кто ответил, что подвержен воздействию рекламы, 83% прислушиваются к классической рекламе – телевизионной, радио и т.д., остальные 17% готовы верить нетрадиционной рекламе – BTL, партизанскому маркетингу.
  Что касается игроков уфимского рынка кондитерских изделий, то основным производителем шоколадной продукции не только в Уфе, но и во всей Башкирии является кондитерская фабрика «Конди», выпускающая в том числе и продукцию под ТМ Harrys.
  В ходе опроса респондентам было предложено вспомнить марки шоколадной продукции. Как выяснилось, потребители не всегда разделяют марки и наименования компаний, в результате чего в рейтинг вошли как бренды, так и названия кондитерских фабрик.
  Первое место в рейтинге top-of-mind среди марок и производителей заняла ТМ Nestle (ООО «Нестле фуд», Москва) – ее первой вспомнили 24% респондентов. Не намного отстали от лидера ТМ «Коркунов» (ООО «Одинцовская кондитерская фабрика», Московская область), Snickers (ООО «Марс», Московская область) и кондитерский концерн «Бабаевский» (Москва), набравшие соответственно 18, 15 и 13% голосов респондентов. Среди других марок/производителей, вошедших в рейтинг top-of-mind, можно отметить самарскую кондитерскую фабрику «Россия», которую первой при опросе назвали 8% уфимцев. Каждое из остальных наименований набрало не более 5% голосов (рис. 5).

5

  Подводя итоги исследования, хочется отметить, что, несмотря на представленное на рынке шоколадных изделий многообразие видов продукции, присутствие на нем множества марок и производителей, его можно назвать перспективным.

Екатерина Куприянова

FOODMARKET