21.02.2007

AiRUnion переходит в частную собственность. В России создается новая авиакомпания

Премьер Михаил Фрадков вчера согласовал и отправил на подпись президенту Владимиру Путину проект указа о создании ОАО "Эйрюнион". Указ предполагает образование новой авиакомпании на базе одноименного авиаальянса во главе с "Красноярскими авиалиниями". Таким образом, будет реализована давно лоббируемая идея частных акционеров перевозчика – именно они получат контроль в новом АО. Отраслевые эксперты считают, что главная задача "Эйрюнион", которая станет третьей в России по объемам пассажироперевозок,– повышение эффективности: сейчас ее темпы роста перевозок отстают от конкурентов. Как рассказал Ъ правительственный источник, вчера премьер Михаил Фрадков поставил свою подпись под проектом указа президента о создании ОАО "Эйрюнион". Вчера же соответствующий документ с исходящим номером 590п-П13 был направлен на подпись президенту Владимиру Путину, сообщил собеседник Ъ. Проект указа предполагает исключение ОАО "Авиакомпания 'Красноярские авиалинии'" и ОАО "Авиакомпания 'Домодедовские авиалинии'" ("Красэйр" и ДАЛ, лидеры авиаальянса AiRUnion) из списка стратегических предприятий и создание на базе альянса AiRUnion объединенной авиакомпании. Таким образом, правительство наконец дало старт документам, поступившим из Минэкономразвития прошлой осенью (идея появилась летом 2005 года). Официально в администрации президента и правительстве эту тему не комментируют. Однако анонимно несколько представителей правительства и Минэкономразвития, готовившего сделку, Ъ это подтвердили. "200%, что это так. На прошлой неделе проект завизировал вице-премьер Сергей Иванов",– говорит собеседник Ъ в министерстве. Интересно, что господин Иванов поставил свою подпись еще в качестве главы Минобороны.

Объединение "Красэйра", ДАЛ, ОАО "Авиакомпания 'Самара'", ОАО "Авиакомпания 'Омскавиа'" и ОАО "Сибирская авиатранспортная компания" ("Сибавиатранс") – давняя идея частных акционеров трех первых компаний (в "Омскавиа" и "Сибавиатрансе" нет госпакетов), дружественных менеджменту "Красэйра" во главе с братьями Борисом и Александром Абрамовичами. По словам источника Ъ, после подписания указа президента начнется регистрация нового ОАО "Эйрюнион", в оплату уставного капитала которого в качестве имущества будут внесены пакеты акций всех пяти компаний. Соотношение долей частников и госсобственника в новом АО составит 55% на 45% соответственно. Против такой конфигурации выступало Росимущество (см. Ъ от 15 июня 2006 года), однако Минэкономразвития не поддержало подведомственное агентство.

В госсобственности 51% акций "Красэйра", 50,04% – ДАЛ, 46,5% – "Самары". В 2006 году участники альянса AiRUnion перевезли около 3,3 млн пассажиров. Это третье место после "Аэрофлота" (7,3 млн) и "Сибири" (4,9 млн) и больше, чем у ГТК "Россия" (правопреемник "Пулково"; чуть более 3 млн). Суммарный парк – около 100 самолетов.

В "Красэйре" и AiRUnion вчера перспективы создания объединенной авиакомпании комментировать отказались. Ранее топ-менеджеры говорили, что это позволит снизить операционные издержки и повысить капитализацию пакетов. Аналитик БД "Открытие" Кирилл Таченников оценивает справедливую стоимость "Красэйра", исходя из финансовых показателей компании, в $150 млн, объединенной авиакомпании, исходя из пассажиропотока и сравнения с торгуемыми конкурентами,– в $600 млн (для сравнения: капитализация "Сибири" в РТС сейчас более $300 млн). Оценки аналитика Rye, Man & Gor Securities Олега Судакова скромнее: $141 млн стоит "Красэйр", его доля в альянсе 60%, значит, ОАО "Эйрюнион" стоит не более $220 млн.

Кроме того, как говорили ранее в AiRUnion, объединение необходимо для упрощения отношений с венгерской Malev (аффилированная с AiRUnion Airbridge Rt завершает сейчас приобретение этой авиакомпании) и вступления в один из мировых авиаальянсов – Star Alliance или OneWorld. Впрочем, отмечает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, прежде всего "Эйрюниону" нужно будет решить вопрос с эффективностью своей деятельности. В 2006 году объем перевозок "Красэйра" увеличился всего на 2%, альянса AiRUnion – на 4%. Это на порядок меньше, чем у "Ютэйра" и "Трансаэро", прямых конкурентов "Эйрюниона" с сопоставимыми объемами перевозок.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ