14.02.2007

Россияне любят покушать вредненького. В России пренебрегают здоровым образом жизни

В России пренебрегают здоровым образом жизни: быстрее всего в стране растут рынки алкогольных напитков и пива, сластей и чипсов. Такие результаты показало глобальное исследование продуктового рынка компании AC Nielsen.

Компания AC Nielsen исследовала рынок продовольствия в 66 странах по 12 крупным товарным разделам. Исследование затронуло период от середины 2005 до середины 2006 года. На эти рынки приходится более 90% реального мирового ВВП и более 75% населения земного шара.

AC Nielsen исследовала 12 ключевых товарных сегментов: алкогольные и безалкогольные напитки; кондитерские изделия и закуски (снеки); молочные продукты; мясо, рыба и яйца; фрукты и овощи; продукты, готовые к употреблению; несладкие мучные изделия: крупы; десерты: пироги, торты, сдоба; продукты для жарки: масло, специи, соль; соусы, заправки. Исследование проводилось в 5 регионах: Европа, Северная Америка, Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, регион EEMEA (Восточная Европа, Ближний Восток, Россия, Африка).

Оказалось, что все сегменты обозреваемых продуктовых категорий выросли в стоимостном выражении во всех странах: общая цифра роста составляет 4%, в то время как в России рынок продовольствия вырос на 11%.

По всему миру быстрее всего растет потребление питьевого йогурта: рост составил 18%; далее идет сегмент свежей рыбы – 12%. Быстро росло и потребление прочих напитков на основе молока – 10%. Такой расклад, по мнению аналитиков AC Nielsen, есть отражение тенденции увеличившегося интереса потребителей к свежим продуктам и здоровому питанию.

Большое значение здесь играет и демографическая ситуация: «Население развитых стран сокращается и стремительно стареет, и потребители все больше заботятся о здоровом питании, похудении, снижении холестерина в своем рационе», – комментирует Александр Письменный, генеральный директор AC Nielsen.

Еще один тренд, отмеченный в исследовании, – стремление людей по всему миру к удобству и экономии времени: потому продажи свежих, готовых к употреблению салатов выросли на 10%, замороженных закусок и салатов – также на 10%, категория свежих и охлажденных супов (что пока не слишком актуально для России) вообще показала рост в 18%.

Европа по-прежнему остается самым большим рынком продовольствия в стоимостном выражении, на нее приходится 43% от мирового товарооборота продуктов питания, и этот же регион показывает самый низкий темп роста – всего 3%. Объясняется такое положение тем, что местный рынок относится к очень развитым и быстро расти уже не может. Северная Америка – второй по величине продуктовый рынок в мире (30%), который также растет не очень быстро – 4%. Следом идет Азиатско-Тихоокеанский регион, который составляет 13% глобального рынка продуктов питания и показывает рост в 4%. Самые «дешевые» и быстрорастущие регионы – это Латинская Америка (8%) и регион EEMEA, который занимает в общем объеме 6%. Латинская Америка выросла на 10%, а EEMEA, куда традиционно международные корпорации включают и Россию, – на 13%.

Судя по исследованию AC Nielsen, здесь самые неразвитые рынки показывают рост совершенно в других категориях. Население Латинской Америки и EEMEA тяготеет не к здоровому, а к привычному образу жизни.

Именно в этих регионах быстрее всего растет потребление алкоголя – 34% и 40% соответственно. Много потребляется и соевых продуктов, в том числе замороженных заменителей мяса и напитков на основе заменителей молока. Это, правда, пока характерно больше для Латинской Америки. Но у России есть все шансы стать лидером в нездоровом потреблении.

По подсчетам экспертов, наша страна отличилась ростом потребления самых «неполезных» продуктов. Рост потребления алкоголя вообще составил 9%, а пива – 14%, рост в сегменте безалкогольных напитков, в том числе газированных, составил 16%, продажи сухих кондитерских изделий (печенье, шоколад) и снеков (чипсы, сухарики) выросли в России на 11%, тортов и выпечки – на 7%, готовая еда показала рост в 19%.

Правда, детей россияне пока стараются кормить более здоровыми продуктами, чем самих себя. Заметно выросли сегменты детского питания (20%) и молочных продуктов (12%), в основном, за счет обогащенного кефира и творога. Кроме того, в России пока сохраняется «культ мяса»: наша страна отличается от Европы и Америки ростом рынка мясных продуктов и совершенно не обращает внимания на соевые. Однако это обстоятельство делает наш рынок еще более «нездоровым» – эксперты отмечают, что россияне не обращают внимание на содержание вредных (например, холестерин) веществ в продуктах. Видимо, воспоминания о дефиците советских времен заставляют российское население потреблять все то, что было ранее недоступно.

Анна Дорофеева

GAZETA.RU