14.02.2007

Рекламисты к юристам ходить не любят

На рекламном рынке встречается множество «подводных юридических камней», но рекламисты обращаются к услугам профессиональных юристов крайне редко.

По оценкам представителей юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», около 80% всех клиентов, обращающихся по вопросам юридической поддержки в сфере рекламы, составляют рекламодатели. С точки зрения Вадима Ускова, главы юридической компании «Усков и партнеры», рекламодатели составляют около 95% всех клиентов юридических компаний.

По мнению Вадима Ускова, причина невысокой «юридической активности» РА кроется в особенностях национального рынка. Рекламный рынок, по его словам, очень далек от прозрачности. «Такая ситуация устраивает очень многих, - комментирует он. – Вопросами правовой поддержки бизнеса озабочены только крупные рекламные агентства, как правило, сетевые. Сотрудничество с западными партнерами также вынуждает к переходу на «белые» схемы финансирования, все остальные предпочитают - по вполне понятным причинам - обходиться так называемыми «серыми» и «черными». Отсюда понятно, что юридическая поддержка в сфере рекламы самим РА не слишком интересна».

По мнению Максима Кулькова, руководителя коммерческой практики и практики защиты интеллектуальной собственности компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», преобладание рекламодателей среди клиентов объясняется тем, что «агентства обычно держат в штате 1-2 юристов, спецализирующихся на рекламном законодательстве». «Видимо, к нам обращаются только в особо сложных случаях», - заключает он.

С точки зрения Вадима Нюняева, заместителя генерального директора по правовым вопросам «Рекламной группы «БизнесЛинк», юристы крупным рекламным агентствам необходимы. «Не может быть единой типовой формы договора на все случаи жизни, - считает он. – Поэтому любому агентству полного цикла, оказывающему весь спектр услуг в области рекламы, необходимо полноценное юридическое обслуживание. Если речь идет об организации, оказывающей однородные услуги, например, дизайн-студии, для которых можно разработать стандартные условия договора, то для них непрерывное юридическое сопровождение не так важно, достаточно регулярного привлечения юристов для решения возникающих проблем».

По словам Вадима Нюняева, в круг его обязаностей входит комплексное правовое обеспечение деятельности компании, которое не ограничивается разработкой и экспертизой договоров и анализом законодательства о рекламе, но и включает в себя вопросы, относящиеся к административному, налоговому, трудовому законодательству, законодательству об авторских и смежных правах. Конфликты с ФАС в его практике чрезвычайно редки – в истории компании «БизнесЛинк-Реклама», по словам штатных юристов, таких случаев не было.

По словам Ольги Ивановой, юрисконсульта SPN Ogilvy PR, в круг ее обязанностей входит, прежде всего, юридическое сопровождение договоров, которые заключает агентство. Никаких серьезных конфликтов или юридических проблем, возникших в процессе работы рекламного агентства, она не припомнила. «Был только один случай – мы использовали в рекламе лекарств образ врача. Пришлось переделать ролик. А больше никогда никаких нареканий не возникало», - рассказывает она.

По словам Сергея Пикуса, директора РГ «Иллан», круг обязанностей штатного юриста «Иллана» достаточно широк. В него входит юридическое сопровождение договоров – прежде всего, при заключении контрактов с компаниями с иностранным капиталом, а также решение вопросов имущественного права и трудового права. Сергей Пикус тоже сумел припомнить только один случай конфликта с законом. «Мы повесили перетяжку. ФАС она вдруг почему-то не понравилась – мы ее перевесили, и конфликт себя исчерпал», - рассказывает он.

В агентстве Great считают, что «любым делом должны заниматься профессионалы». Как пояснил Станислав Семенов, клиент-сервис директор Great, несмотря на то, что Great – рекламное агентство полного цикла, собственного юриста штатное расписание не предусматривает. «В тех случаях, когда нам необходима юридическая поддержка, мы обращамся к специалистам соответствующего профиля. У нас установились партнерские отношения с несколькими юридическими фирмами, с которыми мы и связываемся в случае необходимости», - рассказывает он. По мнению директората Great, такой вариант сотрудничества намного более эффективен, чем содержание в штате одного юриста «широкого профиля», который будет вынужден решать все проблемы, возникающие в процессе ведения бизнеса.

По мнению Вадима Нюняева, 2008 год может потребовать от РА кардинального пересмотра отношения к юристам. «В следующем году любому рекламному агентству, осуществляющему разработку рекламных материалов, то есть оказывающему услуги творческого характера, понадобятся услуги юриста», - считает он, поскольку с января 2008 года вступает в силу IV часть Гражданского Кодекса РФ, существенным образом изменившая структуру и содержание законодательства об исключительных правах на объекты интеллектуальной собственности. «Мы намерены учитывать законодательные новеллы уже сейчас в отношении контрактов, которые будут действовать после вступления в силу IV части ГК», - добавляет Вадим Нюняев.

Впрочем, представители юридических компаний особых надежд на повышение юридической грамотности рекламистов не питают. По мнению Вадима Ускова, вступление в силу IV части ГК России мало что изменит на рекламном рынке. «В основном, проблемами лицензирования будут озабочены рекламодатели. Как сейчас рекламные агентства с удовольствием перекладывают на рекламодателей решение всех юридических проблем, так они будут поступать и в дальнейшем», - считает он. Косвенно его мнение подтверждает тот факт, что руководители многих ведущих питерских РА не имеют ни малейшего представления о грядущих переменах в законодательстве.

adlife.spb.ru