06.02.2007

«В Германии помнят историю Хлебникова». Интервью с главой ИД Axel Springer Russia Региной фон Флемминг

Скандал вокруг статьи в декабрьском номере журнала Forbes, посвященной главе «Интеко» Елене Батуриной, привел к тому, что главный редактор издания Максим Кашулинский написал заявление об увольнении. Тогда же появились слухи и о том, что генеральный директор ИД Axel Springer Russia Регина фон Флемминг едва не лишилась своего места, а сам ИД — лицензии на издание Forbes. О том, как все происходило на самом деле, и о дальнейшем развитии ИД Axel Springer РЕГИНА ФОН ФЛЕММИНГ рассказала корреспонденту РБК daily ОЛЬГЕ ГОНЧАРОВОЙ.


— Вы ни разу не комментировали ситуацию с декабрьским номером For­bes. Был ли уничтожен тираж номера и что не устроило Елену Батурину?


— Представители г-жи Батуриной хотели, чтобы мы арестовали тираж. Я сказала: «Если такое решение вынесет суд, тогда мы его выполним». Потом мы с нашим юристом Александром Добровинским посмотрели статью и решили, что юридически все корректно. Статью перевели на немецкий язык, и немецкие юристы сказали то же самое. Но окончательное решение должно было принимать мое руководство. В газетах писали: «Регина решила». Но я не могу принять такое решение, это не мой уровень. Я могу только выдвинуть аргументы «за» и «против». У меня спросили: может что-либо угрожать безопасности журналистов? В Германии свое видение общей ситуации в России, все помнят историю Пола Хлебникова. Нужно принять во внимание, насколько это чувствительная и острая тема в Германии. Я сказала: «Нет, ничто жизни журналистов не угрожает. Могут быть проблемы с бизнесом, налогами, но это неприятности, а не угроза безопасности».

 

— Но в головном офисе решили уничтожить тираж?


— Ничего не было уничтожено. Номер должен был поступить в продажу 1 декабря, в пятницу. В четверг и в ночь на пятницу мы просто ждали решения руковод­ства Axel Springer в Германии. И в час ночи я получила ответ: «Все хорошо, все будет на рынке». Потом мы работали всю ночь, чтобы тираж Forbes оказался в пятницу утром в киосках и супермаркетах. Но российские газеты подписываются раньше, и они вышли в пятницу утром совсем с другим сообщением. Это были новости четверга. Поэтому я не отвечала на вопросы журналистов в ту пятницу. В пятницу утром я прилетела в Берлин, чтобы встретиться с руководством. И тут мне позвонили на сотовый. «Добрый день, — сказал женский голос. — Это Елена Николаевна, как у вас дела?» Я переспросила: «Елена Николаевна Батурина?» Мне отвечают: «Да-да-да». Я подумала: «Что же я сейчас скажу?» И тут я слышу: «Привет, Регина! Это я! Как у тебя дела? Сегодня о тебе так много написали!» А это, оказывается, был Рафаэль Акопов (гендиректор холдинга «Проф-Медиа». — РБК daily). Представляете, это он говорил со мной по телефону женским голосом!


— А сама Елена Батурина вам не звонила?


— Нет, никогда. Я не знакома с госпожой Батуриной и не знакома с ее мужем. Ее представители прислали письмо по поводу цитаты на обложке. И с этим я согласилась. В цитате действительно был другой смысл — это факт. Обложку мы изменили еще в среду. После консультации с юристами было принято решение не менять ничего в тексте, просто задержать тираж, чтобы понять, что делать дальше.


— Говорили, что на ситуацию повлияло вмешательство американ­ского офиса Forbes.


— Представители американского Forbes никогда не звонили ни мне, ни моему начальнику доктору Андреасу Вилле, хотя он в то время был в Нью-Йорке. Эта ситуация с представителями Forbes никак не обсуждалась.


— Главный редактор Forbes Максим Кашулинский останется работать в журнале?


— Сейчас конфликт исчерпан, и мы, Максим и я, хотим спокойно приступить к нашей работе. В прошлом декабре нам, к сожалению, мало что удалось сделать с журналом. А мы подумываем о том, чтобы сделать отдельные приложения, как Forbes Style, но пока еще не решили, какие именно. Forbes сейчас очень прибыльный, продажи идут очень хорошо: из 106 тыс. тиража продаются 85 тыс.


— В прошлом году вы говорили о желании запустить также Forbes TV.


— Мы вели предварительные переговоры с НТВ. Сейчас есть разные предложения, в том числе от телеканала РБК, мы их рассматриваем. Но сейчас у нас другой приоритет. У нас пока нет сайта Forbes, нет его и в Польше, это очень жалко. Мы ведем переговоры о возможных решениях этого вопроса для Axel Springer.


— В конце прошлого года вы закрыли журнал Wallpaper. При этом многие издательские дома проявляют интерес к интерьерным журналам.


— Год назад, когда я начала работать в ИД, продажи журнала были очень слабые. Его тираж составлял 22 тыс. экземпляров, а продавалось только 5 тыс. Мы разработали план реструктуризации. К концу года продажи уже составляли около 12 тыс. экземпляров, но совет директоров в Германии решил его закрыть и запустить здесь другой проект — ОК!. Wallpaper не совсем вписывается в линейку изданий Axel Springer. Это очень хороший журнал, но он нишевый. Для других изданий мы можем провести фокус-группы и понять, что делать дальше. В случае с Wallpaper мы нашли своего читателя, но не рекламодателя.


— Вы возлагали большие надежды на запуск ОК!. Они оправдались?


— ОК! идет отлично. Тираж журнала 140 тыс. экземпляров, а продажи пятого номера уже составили 70 тыс. Это больше, чем мы планировали. Я знаю, что издатели Hello! уже насторожились после выхода ОК! И у нас есть преимущества. Мы появляемся на рынке в четверг, и у нас есть возможность делать репортажи со свет­ских событий субботы и воскресенья. При этом ОК! доступен по цене: он стоит 25 руб. Мы сейчас подумываем о том, чтобы этим летом привести ОК! в Турцию, Испанию и Францию на то время, когда там отдыхают русские.


— Стоит ли ожидать изменений в других изданиях Axel Springer?


— Будут изменения в концепции Newsweek. Мы провели десять фокус-групп и поняли, что журнал нужно позиционировать не как бизнес-издание, а как general interest, журнал репортажей. Наши читатели — мужчины 18–30 лет, им нравятся репортажи из разных точек мира. Поэтому мы тратим большие деньги на командировки корреспондентов. Кроме того, мы запустили фотоприложение к Newsweek. Раз в месяц будет выходить номер с лучшими фотографиями месяца. У журнала Stern в Германии есть такое приложение — View. В России есть хорошая традиция фоторепортажей, и это нравится читателям. Мы также сделаем в этом году упор на продвижение журналов в регионы.


— Вы планируете запускать новые проекты?


— Мы уже вошли в новые ниши — книги и корпоративная пресса. Совместно с издатель­ством «Питер» мы издаем книги-приложения к журналу ComputerBild. А недавно закончили подготовку к корпоративному проекту «Балчуг Кемпински Москва». Это глянцевый журнал, который будет бесплатно распространяться в гостиницах Москвы и Санкт-Петербурга. Будет еще несколько журнальных проектов. Но скорее всего это будет не дорогой глянец, а массовый продукт. Еще мне очень нравится журнал Psychologies, который выпу­скает Hachette Filipacchi Shkulev. Это абсолютно успешный проект. Мы тоже подумываем о том, чтобы запустить что-то из области психологической эзотерики.


— Говорили, что Axel Springer запустит в России и газетные проекты. Так ли это?


— Мы были заинтересованы в издании федерального таблоида и даже рассматривали возможность приобретения нескольких неполитических газет. Например, вели переговоры о покупке газеты «Жизнь». Но, к сожалению, ее приобрели другие люди. А сейчас мы заняты журнальными проектами.


— Говорили и о том, что Axel Springer может приобрести ИД Родионова. Это правда?


— Мы действительно вели с ними переговоры, но они не завершились сделкой. Нас не вполне удовлетворила финансовая отчетность компании.


— Сейчас на рынке идет процесс консолидации. Как вы думаете, как изменится ситуация в ближайшее время?


— Я думаю, что для «Комсомолки» сейчас найден временный учредитель, потом она перейдет к структурам, приближенным к власти. Это факт, что общественно-политические газеты скупает «Газпром-Медиа» или приближенные к нему структуры. На журнальном рынке останется несколько крупных игроков: Independent Media, Hachette. Cейчас многие выпускают нишевые издания, но воспринимают это не как бизнес, а скорее как хобби. Так что долго такие издания существовать не будут.

 

Регина фон Флемминг была назначена на должность генерального директора издательского дома Axel Springer Russia в декабре 2005 года. Профессиональный опыт в медиаиндустрии г-жа фон Флемминг приобрела, работая в России в качестве журналиста немецкой газеты Spiegel, а также телевизионных компаний Spiegel TV, RTL, SAT1.
Наряду с журналистской деятельностью Регина фон Флемминг имеет опыт руководящей работы в различных компаниях. Так, в 1996 году г-жа фон Флемминг была назначена на позицию генерального директора Krone AG. В 1999 году перешла на работу в компанию Ehrmann AG, а с 2000 по 2003 годы работала вице-президентом инвестиционного фона Delta Capital.
С 1997 года Регина фон Флеминг возглавляет комитет предпринимательских практик Союза немецкой экономики, а также является основателем российско-германской консалтинговой фирмы «Флемминг и партнеры» с представительствами в Москве и Берлине.


06.02.2007