06.02.2007

VAIO в коридорах власти. Откуда ноутбуки у правительства

В понедельник депутат Госдумы Александр Лебедев отправил депутатские запросы на имя директора ФСБ Николая Патрушева и председателя Счетной палаты Сергея Степашина с просьбой разобраться в происхождении ноутбуков Sony VAIO, используемых на заседаниях правительства. Предполагая возможные нарушения в закупках техники, депутат указывает на то, что у министров ноутбуки появились значительно раньше начала их официальных поставок в Россию.


Из ведомств Николая Патрушева и Сергея Степашина представитель «Единой России» надеется получить ответ на три вопроса: были ли должным образом проведены конкурсные торги; представлена техническая документация, в том числе заверенные копии сертификатов от фирмы-производителя, и было ли получено разрешение от соответствующих органов на техническую эксплуатацию этих компьютеров аппаратом правительства.


Получить комментарии от сотрудников российского представительства Sony не удалось. Однако еще в конце марта 2005 года на пресс-конференции, посвященной началу официальных поставок ноутбуков VAIO, генеральный менеджер по маркетингу Sony в России Тецуя Саката выразил удивление, что члены правительства используют ноутбуки VAIO, заметив, что Sony не предоставляла ноутбуков. В пресс-службе правительства РБК daily посоветовали задавать вопросы организатору поставок — Федеральному агентству правительственной связи и информации. Впрочем, это агентство было расформировано указом президента, подписанным еще в 2003 году, а его функции разделены между ФСБ и Минобороны.


Старая, почти анекдотичная история с появлением ноутбуков на столах министров, как выяснилось, всплыла снова после начала судебного процесса над учителем из Пермского края Александром Поносовым, обвиняемым в использовании нелицензионного ПО от Microsoft. «Во время горячей дискуссии по этому делу в моем интернет-дневнике один из собеседников посоветовал обратить внимание на казус с ноутбуками в правительстве. В свете уголовного преследования государством учителя средней школы дело приобретает совершенно новый оборот: следует выяснить, так ли чисто правительство. Возможно, его члены должны сейчас сидеть на скамье подсудимых вместо Поносова, рассказал РБК daily Александр Лебедев. Сам факт того, что там могли появиться ноутбуки задолго до официальных поставок, на фоне дела против сельского учителя выглядит как нонсенс и характеризует российскую судебную систему не с лучшей стороны».


Впрочем, как утверждают дистрибьюторы компьютерного оборудования, компьютеры необязательно были ввезены всерую. «Если ноутбуки куплены у официального дистрибьютора, но не в России, а в Европе, а потом ввезены с уплатой всех таможенных пошлин и налогов, то такую партию нельзя назвать «серой» или неофициальной. При этом спецпроверка такой техники на наличие «жучков» или «заплат» проводится перед установкой специальными службами. Единственная проблема, с которой может столкнуться покупатель, отсутствие авторизованной сервисной поддержки», объяснил РБК daily исполнительный директор компании «Ландата» Василий Селюминов. По его словам, ноутбуки Sony появились на российском рынке еще в 1995 году, чаще всего они привозились из Германии.


Уже к 2005 году, как рассказывает генеральный директор Информационной внедренческой компании Григорий Сизоненко, сложился цивилизованный высококонкурентный рынок госзакупок. «Требования стали настолько высокими, что соответствовать им мог только первый эшелон производителей вычислительной техники»,  объясняет он. Но, по словам г-на Сизоненко, новый закон о госзакупках снизил планку требований для либерализации рынка, и теперь поставщиком техники для госсектора может стать любая компания-однодневка.


АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА