06.02.2007

Когда компании приплачивали своим клиентам

Иногда компаниям выгоднее прибегнуть к услугам потребителей, нежели использовать их как покупателей. А за услуги, как известно, надо платить.

1. Бонусный ролик. В 2006 году владельцы популярного сайта любительских видеороликов YouTube.com продали его корпорации Google за $1,6 млрд. Теперь новые собственники решили дать заработать другим. Пользователи и раньше выкладывали на сервере свои творения бесплатно, а в скором времени начнут получать за это деньги (сумма вознаграждения, правда, пока неясна). Дело в том, что посетители сайта ежедневно просматривают 70 млн роликов и владельцы уже не опасаются, что система вознаграждений заставит людей забыть об искусстве ради наживы. Напротив, компания намерена таким образом «поощрять креативность». Впрочем, YouTube не первый из сайтов, который демонстрирует аттракцион неслыханной щедрости. Появившийся осенью 2005 года Revver предложил авторам видеороликов взаимовыгодную схему: он будет монтировать в их творческий продукт рекламу, а 50% доходов от нее отчислять создателям контента.

2. Щедрость в гигабайтах. В сентябре 2004 года российский хостинг-провайдер «Мастерхост» стал платить клиентам по 15 руб. за каждый загруженный гигабайт. Потратить эти деньги пользователи могли по своему усмотрению. В начале 2005 года компания одумалась и свернула акцию, но от щедрых жестов не отказалась. Сейчас она предлагает пользователям зарабатывать на собственных друзьях. За каждого приведенного неофита «Мастерхост» перечисляет на счет старого клиента 10% от суммы сделки. Правда, эти денежные бонусы можно использовать только для оплаты услуг хостинга. Сегодня «Мастерхост» поддерживает свыше 65 тыс. сайтов.

3. Печатные деньги. В поисках информационных поводов «Комсомольская правда» обратилась к собственным читателям. Начиная с 2004 года газета каждую неделю разыгрывала 300 руб. среди людей, приславших в редакцию самое интересное сообщение. За три года аудитория газеты, по данным Gallup Media, увеличилась с 1,9 млн до 2,1 млн человек. Размер вознаграждения вырос более существенно и составляет 2 тыс. руб., причем его получают все ньюсмейкеры. Наверное, дело в том, что достойных среди них немного: из нескольких тысяч читательских писем темами для статей становятся единицы.

4. Реклама на связи. Северо-Западное отделение компании «Мегафон» предложило клиентам услугу «Мобильная реклама» еще в 2002 году. Абонент мог подписаться на SMS-рассылку с рекламными блоками, а в качестве компенсации оператор пополнял его счет на $0,02 за каждое прочитанное сообщение. Через год на услугу подписались 54 тыс. человек. Тем не менее большинство рекламодателей посчитали, что затраты не окупаются, и проект был свернут. Однако идея оказалась живучей. В конце 2005 года «Мобильная реклама» возродилась – ее основным заказчиком выступил сервис знакомств Minir.ru.

5. Эфирный бензин. Призы разыгрывают многие радиостанции. А вот «Авторадио» решило ввести энергию своих слушателей в полезное русло и в 2004 году запустило акцию «Народная пробка». За актуальную информацию о заторах на дорогах автомобилисты получали мелкую бытовую технику. С сентября 2006 года «Авторадио» переименовало проект в «Хорошо стоим» и приблизило формат вознаграждений к запросам своей аудитории. Теперь десяти самым активным по итогам недели автомобилистам заправляют полный бак бензина. Передача весьма популярна и выходит в эфир каждые полчаса.

Секрет фирмы