05.02.2007

Память страдает от перепроизводства

Цены на флэш-память будут падать в 2007 году, уверены производители и эксперты. Тем, кто собрался купить MP3-плеер, стоит немного подождать.

Флэш-память – устройство для запоминания информации, которое выглядит как карта или плата персонального компьютера. Удобство такой памяти в том, что для хранения информации ей не требуется энергия: она нужна только для записи и считывания информации. По данным аналитического агентства iSupply, в сентябре 2006 года крупнейшими производителями микросхем NAND-флэш на рынке были: Samsung с 43,1% рынка, Toshiba-SanDisk 27,8%, Hynix 18,5% и Micron 3%.

По оценкам одного из крупнейших производителей флэш-памяти, корпорации SanDisk, в 2007 году чипы флэш-памяти в среднем подешевеют на 50%. Об этом со ссылкой на источник в компании пишет тайваньская DigiTimes. Речь идет о чипах NAND-флэш, самых распространенных сегодня на рынке. По мнению экспертов, цены на флэш-память в 2007 году упадут даже более значительно, чем прогнозирует SanDisk.

Так, в интервью «Газете.Ru» старший аналитик агентства iSuppli Нам Хюн Ким заявил, что в течение года чипы подешевеют на 53%. Джозеф Ансворф, старший аналитик агентства Gartner оценил перспективы еще лучше – с его точки зрения, за год флэш-память потеряет в цене 58%.

Причину падения цен как SanDisk, так и опрошенные «Газетой.Ru» аналитики, видят в кризисе перепроизводства. «Но все же темпы падения цен замедляются – в течение 2006 года чипы флэш подешевели на 60%», – уточняет Ким из iSupply. «В конце 2006 года не были снижены объемы производства, наоборот, они даже немного увеличились, – констатирует Ансворф из Gartner, – причиной всему совершенствование технологий и рост эффективности производства». Особенно заметно падение цен будет в первой половине года из-за того, что спрос в этот период времени традиционно низок, уверен он.

Аналитики считают, что уже в ближайшие месяцы снижение цен на микросхемы скажется на стоимости товаров в розничных магазинах по всему миру. «Особенно к таким изменениям чувствительны цены на MP3-плееры», – говорит Ким.

По его словам, именно благодаря снижению цен в 2006 году Apple Computer представила плеер iPod nano с 8Гб флэш-памяти – до этого выпускались nano с памятью максимум на 4Гб. В 2007 году, полагает Ким, Apple и другие производители будут увеличивать объем флэш-памяти, устанавливаемой в плееры и другие подобные устройства.

Сошлись опрошенные «Газетой.Ru» эксперты и в том, что удешевление флэш-памяти окажет значительное влияние на всю индустрию – память уже начинает использоваться по-новому. К примеру, большими буферами на флэш-памяти уже оснащают так называемые гибридные жесткие диски – раньше такое решение было бы слишком дорогим для массового потребителя. По данным Gartner, флэш-память в 2000 году использовалась в 15 различных классах устройств, сейчас их уже 37, а в 2010 году будет больше 50.

Тенденции мирового рынка справедливы и для российского – цены падают, однако потребитель может этого и не заметить. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Dixis Надежда Винникова, средняя цена MP3-плееров не уменьшается только потому, что появляются модели с большим объемом памяти. По ее словам, память действительно дешевеет, и это становится заметно, если сравнивать цены на плеер с одним и тем же ее объемом в разные моменты времени.

Пресс-секретарь компании «Евросеть» Очир Манджиков считает, что MP3-плееры в России дешевеют и одна из главных причин состоит именно в снижении цен на память. Чтобы держать средние цены примерно на одном уровне, рассказывает он, производители стараются расширять функционал устройств и увеличивать объем памяти.

Такая тенденция выгодна для потребителей, но может создать проблемы у производителей – особенно у недостаточно крупных. При высоких темпах падения цен страдает вся индустрия, без доходов нечего реинвестировать в производство, говорит Ансворф из Gartner. В SanDisk уверены, что если цены за год снизятся более, чем на 60%, производители начнут нести убытки.

Михаил Дутиков

GAZETA.RU