02.02.2007

"Евросеть" останавливается на 41% и повышает рентабельность



Компания "Евросеть" меняет стратегию своего развития. Если до сих пор далалась ставка на стремительный рост, то, как рассказал президент компании Элдар Разроев, новое направление - повышение рентабельности. Ради этой новой цели компания намерена даже закрыть часть своих магазинов, которым, по мнению экспертов, развиваться дальше некуда и они уже конкурируют между собой. Компания посчитала, что по итогам прошлого года ее доля на рынке мобильных телефонов в России составила 41,7%, а, согласно ее же политике присутствие в любом сегменте рынка не должно превышать 45%, иначе ей грозят конфликты с антимонопольными органами.

Как сообщает газета "Ведомости", за последние четыре года число салонов увеличилось в 15 раз - с 328 до 5000 (в частности, компания проглотила двух крупных конкурентов - "Техмаркет" и "Ультру" и вышла на рынки стран СНГ), выручка - почти в 13 раз, с 236 миллионов долларов до 2,97 миллиардов долларов. Но за быстрое развитие пришлось заплатить - долги увеличивались еще более стремительно: если в 2003 году они составляли 12 миллионов долларов, то на конец прошлого года выросли в 51 раз, достигнув 609 миллионов долларов (впрочем, менеджмент говорит, что это пиковое значение, а среднегодовое - 450 миллионов долларов). Вначале "Евросеть" брала кредиты, в 2003-2004 годах выпустила векселя на 1 млрд руб., в 2004 - облигации на эту же сумму, а в 2006 - еще на 3 млрд руб. Показатель долг/EBITDA, в 2003 году составлявший 1,1, к концу прошлого вырос до 5,3.

Президент "Евросети" Элдар Разроев провел встречу с аналитиками и инвесторами, на которой рассказал, как компания собирается развиваться дальше. По итогам этой встречи "Атон", "Уралсиб" и МДМ-банк выпустили аналитические обзоры. "Ведомостям" свою встречу с аналитиками и инвесторами Разроев комментировать отказался.

"Для улучшения соотношения между собственными и заемными средствами "Евросеть" прорабатывает варианты привлечения акционерного капитала. Скорее всего речь может идти об IPO", - поделились с RBC Daily итогами встречи аналитики МДМ-Банка Ольга Николаева и Михаил Галкин. Размещать акции на российских биржах "Евросеть" будет готова не раньше лета-осени. К этому времени появится отчетность по МСФО за два года. А IPO на Лондонской бирже возможно в 2008 году. Деньги от IPO нужны компании для финансирования дальнейшего развития бизнеса. В дальнейшем "Евросеть" планирует перейти к беззалоговому кредитованию.

"Для "Евросети" подобная смена стратегии - разумный шаг", - считает президент "Связного" Максим Ноготков. А гендиректор "Беталинка" Владимир Анненков добавляет, что рынок сотового ритейла в России достиг насыщения и в течение ближайших двух лет общее количество салонов связи должно сократиться с 25 000-30 000 до 10 000-15 000. При этом, - подчеркивает он, с уменьшением количества салонов будет расти качество оставшихся.

RBC Daily сообщила, что "Евросеть" подтвердила свое стремление выйти на зарубежные рынки - первой страной может стать Индия, к которой владельцы компании присматриваются еще с прошлого года. Деньги на освоение новых стран "Евросеть" планирует попросить у инвесторов, в том числе иностранных.

Совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин в октябре рассказал РБК daily, что ему интересны Индия, Пакистан и Турция. Рекламу компании, скорее всего, в первую очередь услышат в Индии - "Евросеть" поделилась с аналитиками планами выйти туда уже в феврале.