31.01.2007

Антимонопольная служба замела "Метелицу". Реклама развлекательного центра признана ненадлежащей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начинает проверять рекламу игорных заведений, опираясь на результаты социологических опросов. В пятницу по итогам первого из них служба признала ненадлежащей рекламу культурно-развлекательного центра (КРЦ) "Метелица". Рекламное противостояние между игорным бизнесом и ФАС быстро превратится в интеллектуальную игру, как это произошло с рекламой крепкого алкоголя, прогнозируют эксперты.


По словам замруководителя ФАС Андрея Кашеварова, в ходе соцопроса население увидело в культурно-развлекательном центре «Метелица» одноименное казино
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Рекламная перетяжка с изображением товарного знака "Метелица" была размещена на Новом Арбате, напротив входа в КРЦ "Метелица". Рядом с именами популярных артистов на ней мелким шрифтом было указано место проведения мероприятий: "Развлекательный комплекс 'Метелица'". По словам замруководителя ФАС Андрея Кашеварова, определить, как такую рекламу воспринимает потребитель, ведомство попросило Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). "Результаты соцопроса показали, что КРЦ однозначно воспринимается как казино 'Метелица'",– говорит он. ФАС предписала ЗАО "Рекламная фирма 'Столица-М'" прекратить нарушения рекламного законодательства, ссылаясь на 27-ю статью закона "О рекламе", которая разрешает наружную рекламу игорных заведений лишь в зданиях, где проводятся такие игры. Исключение составляют объекты транспортной инфраструктуры: вокзалы, аэропорты, станции метро и другие подобные объекты.

В ФАС не скрывают, что начали масштабную кампанию по созданию правоприменительной практики в области ограничений рекламы игорного бизнеса. "В случае с игорными заведениями это только первое решение, основанное на соцопросе,– сообщил господин Кашеваров.– Мы продолжим проверки, так как подобных нарушений, на наш взгляд, немало". Так, по его словам, ФАС в ближайшее время намерена проверить рекламу КРЦ "Кристалл". "Когда вы решаете, идти ли в такое место, вопрос в том, что определяет ваш выбор – казино или ресторан,– объясняет позицию ФАС Андрей Кашеваров.– Если в КРЦ население видит казино – значит, рекламируется казино. Игровой автомат обязательно есть в каждом пабе, но никто не будет утверждать, что паб – это игровое заведение".

В "Столице М" не согласны с выводами антимонопольной службы. "Поскольку никаких юридических аргументов у ФАС нет, они ссылаются на данные исследования,– заявили в компании.– К тому же вопросы, которые по просьбе ФАС задавались респондентам, сформулированы некорректно". Тем не менее в компании воздерживаются "от судебных разбирательств с ФАС": "Мы готовим письма нашим клиентам с рекомендацией проводить собственные исследования, на которые при необходимости можно будет сослаться". Руководитель юротдела ООО "Метелица-Клуб" Зоя Подзорова в пятницу сообщила Ъ, что в компании будут готовы к комментариям только на этой неделе, так как пока не получили официальные результаты исследования. Юристы, однако, позицию ФАС разделяют. "Главное, как эту рекламу воспринимает потребитель: как абстрактную рекламу брэнда 'Метелица' или вполне конкретного казино, вошедшего в городские легенды,– говорит адвокат Александр Осокин, неоднократно судившийся с ФАС по поводу размещения в прессе рекламы крепкого алкоголя, которое по старому закону 'О рекламе' было запрещено. – Очевидно, что абстрактных брэндов не бывает". На прошлой неделе с ФАС согласился и арбитражный суд, подтвердивший законность наложения штрафа на ЗАО "Европа плюс" за ненадлежащую рекламу казино "Шангрила" под видом рекламы акции "Миллион долларов в одни руки".

По словам экспертов, повторяется ситуация с ограничениями на рекламу крепкого алкоголя. "Начинается очередная забавная интеллектуальная игра, в которой одни будут искать лазейки в законе, а другие – заглушки для этих лазеек. В начале этой игры преимущество имеет первая команда: ФАС вынуждена перестраховываться, чтобы поспешным решением не испортить формирование судебной практики". Глава компании "Усков и партнеры" Вадим Усков при этом отмечает, что для выявления рекламы фальшпродукта есть более простые и менее спорные, чем соцопрос, методы: "На Западе часто считают объем продаж, наглядно показывающий, на чем зарабатывает компания. Уверен, что по сравнению с казино на долю культурно-развлекательного центра 'Метелица' приходится десятая, если не сотая часть выручки".
ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

КоммерсантЪ