30.01.2007

Газеты читают пенсионеры и чеченцы. Pост подписки на печатные издания составил 4,1%

Впервые за долгое время рост подписки на печатные издания составил 4,1%. Его, впрочем, обеспечивают пенсионеры, интересующиеся кулинарией и медициной. Издатели и распространители обвиняют друг друга в неэффективности и просят разобраться первого вице-премьера Дмитрия Медведева.

Объемы подписных тиражей, собранных в почтовых отделениях, на начало января 2007 года впервые выросли на 4,1% в сравнении с показателями прошлого года. Об этом в понедельник заявили Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) и ФГУП «Почта России». По словам председателя правления АРПП Александра Оськина, тенденция к росту подписки проявилась еще летом 2006 года. Сейчас же распространители печатной продукции явно воодушевлены – на первое полугодие 2007 года потребители различных СМИ выписали на 30 млн экземпляров изданий больше, чем в прошлом году.

Впрочем, говорить о возрождении интереса к прессе, несмотря на обнадеживающие цифры, пока не стоит. По словам начальника отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадия Кудия, поводов для эйфории нет. И в первую очередь из-за низкого качества подписчиков. «По нашим исследованиям, 45% тех, кто выписывает газеты и журналы, – люди пенсионного и предпенсионного возраста», – сказал он. «Пожилые люди уже уходят, молодые всегда читали без особого интереса, а на смену пенсионерам приходят узбеки и таджики, которые – при всем моем уважении – ни на что подписываться не станут».

О том, что подписчиками в основном являются пенсионеры, действительно говорят цифры. По данным Межрегионального агентства подписки (МАП), лидерами подписной кампании среди центральных изданий стали газеты «Жизнь за всю неделю» (рост 60%), «Здоровый образ жизни» (рост в 25%),  «Моя семья» (37%) и «Лечебные письма» (15%). Среди лидеров регионального рынка – газеты «Заготовки», «Толока. Наша кухня», «Скатерть-самобранка», «1000 советов».

Судя по результатам подписки, граждане России в основном интересуются тем, что бы такое съесть, а потом выясняют, что бы принять, чтобы подлечиться после съеденного: после изданий с кулинарными советами в списке лидеров идут популярные медицинские журналы. Подписные тиражи общественно-политических изданий не стремятся расти.

Всего два издания – «Российская газета» и «Московский комсомолец» – попали в десятку популярных среди подписчиков. Их показатели роста – 34% и 8% соответственно.

Удивительной оказалась и география подписки. Безусловным лидером подписной компании МАП (Межрегиональное агентство подписки) по объему сборов оказалась республика Башкортостан. Лучше башкиров в этот раз подписывались на газеты и журналы только обитатели Краснодарского края. Неплохо относятся к подписке в Москве, Питере, Волгоградской области, Ростовской, Свердловской и Оренбургской областях. Лидеры АРПП не преминули указать, что в этот раз даже граждане Чеченской республики стали с интересом подписываться на различные издания.

Основной причиной высокого показателя роста подписки в АРПП называют перевод системы подписки и доставки СМИ на рыночные рельсы. «Причина возрождения института подписки – в изменении идеологии, – заявил Оськин. – На подписку нужно смотреть с рыночной точки зрения. А издатели, которые сетуют на падение подписных тиражей, виноваты сами: тиражи падают у плохих изданий, которые не вкладывают свою энергетику в создание конкурентоспособного продукта». При этом он отметил, что из 70 тысяч существующих на российском рынке СМИ многие можно просто закрыть, потому что они никому не нужны.

Такие заявления руководителей АРПП еще раз подтверждают, что между издателями и распространителями существует множество противоречий. Распространители недовольны тем, что издатели не готовы вкладывать дополнительные деньги в расширение подписных тиражей (по уверениям Оськина, западные издатели ежегодно вкладывают в этот сегмент несколько миллионов долларов). Издатели в свою очередь жалуются на плохую работу распространителей. Еще в сентябре 2006 года в интервью «Газете.Ru» президент Гильдии издателей периодической печати Александр Горбенко одной из главных проблем российского медиарынка называл именно работу распространителей. «Я уже шесть лет работаю гендиректором газетного издательства, – сетовал он. – И все это время я сталкиваюсь с тем, что почта работает безобразно: невозможно понять, почему повышаются цены, хотя не растет качество услуги, почему доставка происходит зачастую вечером, а не утром». На все эти вопросы, по мнению распространителей, должно отвечать государство.

«Нам нужно решить две проблемы, – считает Геннадий Кудий. – Во-первых, мы добиваемся того, чтобы НДС на подписку составлял не 18%, а 10% (столько платят розничные сети). Во-вторых, нужно, чтобы государство взяло на себя финансирование так называемой последней мили (доставка от почтового отделения до почтового ящика), поскольку это самая тяжелая часть в нашей стране. Мы должны сделать так, чтобы и жители Сахалина получали подписные издания вовремя».

До сих пор все предложения распространителей отклонялись правительством. Ожидается, что во вторник в Министерстве информационных технологий и связи эти предложения будут рассмотрены и затем направлены «выше» – первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Появление Медведева неслучайно: 22 декабря на специальном совещании он дал задание Роспечати разработать предложения по улучшению подписки. Издатели и распространители этому обстоятельству очень обрадовались и начали просить у государства денег.

Роспечать на базе рекомендаций Гильдии издателей периодической печати и подписных агентств разработала предложения, касающиеся механизма и объемов господдержки распространения печатных изданий по подписке.

Более того, почувствовав поддержку влиятельного Медведева, распространители стали настаивать на том, чтобы в бюджете страны отдельной строкой были прописаны расходы на подписку. Однако и здесь возникают разногласия. По словам исполнительного директора ГИПП Юлии Казаковой, помимо государственной поддержки существует масса рыночных возможностей для решения этих задач: например, регулирование тарифной политики почты, развитие новых технологий для снижения себестоимости услуг и издание, наконец, единого подписного каталога-справочника. Однако распространители пока ждут дотаций от государства, и схемы их взаимодействия с издателями не устраивают ни тех, ни других.

Алина Ребель

GAZETA.RU