29.01.2007

"Евросеть" подозревают в нецензурщине

Региональные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудили сразу несколько дел в отношении крупнейшего российского ритейлера – "Евросети". Во всех случаях компанию подозревают в использовании нецензурных элементов в рекламе. Участники рынка думают, что за сомнительные рекламные слоганы "Евросети" отплатит рынок – в ее магазины откажутся ходить элитные клиенты.


Управляющий партнер «Евросети» Евгений Чичваркин уверен, что рекламный слоган его компании может раздражать только ханжей
Фото: Валерий Левитин / Коммерсантъ

В минувшую пятницу сразу несколько региональных управлений ФАС объявили о возбуждении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении "Евросети". Ритейлера подозревают в нарушении ст. 5 ч. 6 федерального закона "О рекламе", по которому "в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений". В частности, Удмуртское управление ФАС возбудило сразу шесть дел по признакам нарушения законодательства в отношении ООО "Евросеть Нижний Новгород" и ООО "Рекламное агентство 'Ремас-Сити'". Речь идет об использовании слогана "'Евросеть – цены просто о...ть'" и других подобных решений.

А Хабаровская антимонопольная служба возбудила административное дело, посчитав, что текст предновогодней рекламной акции сети салонов "Евросети" "Ни (закрашенное слово из трех букв) себе, все – людям!" прямо ассоциируется с матерной бранью. "В настоящий момент мы ожидаем результатов графической и этической экспертизы о наличии в рекламе бранного слова и непристойного выражения,– рассказал Ъ руководитель Хабаровского УФАС Валентин Бодров.– Мы намерены провести соцопрос с целью убедиться, что у жителей города слоганы 'Евросети' вызывают те же ассоциации, что и у сотрудников управления". Господин Бодров надеется, что этой доказательной базы ФАС хватит для того, чтобы выписать "Евросети" штраф, который согласно Административному кодексу РФ может составлять от 40 тыс. до 0,5 млн руб.

В самой "Евросети" не считают, что нарушили законодательство. По версии начальника отдела рекламы и маркетинга Дальневосточного филиала компании "Евросеть" Екатерины Воробьевой, на плакатах и тумбах "зашифрован" новый слоган компании: "Ничего себе. Все – людям!" "Задача любой рекламы – привлечь внимание. В этом случае мы добились этого, закрасив одно из слов. Мы не видим в этом никакого нарушения закона",– разъяснила Ъ позицию компании госпожа Воробьева. "Данный рекламный слоган добрый и не злобный, он может раздражать только ханжей",– добавил управляющий партнер компании "Евросеть" Евгений Чичваркин.

По мнению юристов, исход подобных дел во многом зависит от результатов экспертиз, представленных как ФАС, так и "Евросетью". "Вероятно, за неэтичное проведение рекламной кампании на 'Евросеть' могут быть наложены значительные штрафы по каждому случаю индивидуально и, кроме того, предписаны поведенческие условия.– уверен управляющий партнер Vegas-Lex Альберт Еганян.– Например, предписание опровергнуть предыдущую рекламу. В случае невыполнения предписаний могут последовать обращения ФАС в Арбитражные суды и правоохранительные органы".

Участники рынка помнят, что это уже не первый случай, когда ФАС предъявляет претензии к рекламе "Евросети". Весной 2004 года ФАС признала "Евросеть" нарушившей закон о рекламе за распространение листовок в Нижнем Новгороде со слоганом: "'Евросеть – цены просто о...ть'". В декабре прошлого года УФАС чувашского антимонопольного органа предписало "Евросети" убрать из эфира радиостанций рекламный ролик, посчитав неэтичным его фрагмент: "Если скажут, где-то есть дешевле, не надо мне пи...ть. Моя любимая цена – только 'Евросеть'". Участники рынка агрессивную рекламную кампанию со стороны "Евросети" называют странной, считая, что она негативно скажется на текущих продажах компании. "Весь прошлый год 'Евросеть' пыталась привлечь в свои салоны аудиторию премиум-класса,– отмечает пиар-директор компании 'Цифроград' Татьяна Москалева.– Но подобные рекламные акции вызывают негативную реакцию у состоятельных клиентов, они предпочитают делать покупки в приличных местах". С ней соглашается и владелец рекламного агентства Amlinsky Андрей Амлинский: "Реклама должна быть смелой и эпатажной, но она не должна быть хамской, а слоганы 'Евросети' это именно этот случай. Последняя рекламная акция 'Евросети' свидетельствует о том, что в компании плохо обстоят дела с маркетинговыми решениями, от слогана 'Евросеть – цены просто ох...ь', сопровождавшего кампанию по снижению цен в 2000 году, компания не продвинулась ни на шаг".

ОЛЬГА Ъ-ШУЛЬГА, Хабаровск; ИННА Ъ-ЕРОХИНА, АЛЕКСАНДРА Ъ-ХОДОНОВА

КоммерсантЪ