29.01.2007

Как потребители бойкотировали брэнды

Бизнесмены не всегда виноваты в том, что потребители решают бойкотировать их товары и услуги. Зато почти всегда выносят из этого серьезный урок.

1. Туризм в законе. В период новогодних праздников французская полиция задержала в Куршевеле одного из богатейших граждан России, генерального директора «Норникеля» Михаила Прохорова. Обвинения миллиардеру так и не предъявили и через три дня отпустили, но инцидент не оставил равнодушным его соотечественников. Многие обитатели Рублевки отменили бронь в гостиницах Куршевеля. Впрочем, это закономерное развитие непростых отношений Москвы и Парижа. Последний не раз демонстрировал, что не слишком дорожит российскими гостями. В 2004 году французское консульство отказалось выдать визы 2 тыс. человек, и турфирмы понесли убытки в 400 тыс. евро. В декабре 2006 года ситуация повторилась. Тогда в праве на въезд было отказано людям, отправляющимся в автобусные туры, из опасений, что среди них найдутся нелегальные иммигранты. Неудивительно, что в России наконец сказали ответное «стоп».

2. Молочный джихад. Провокация датских газетчиков из Jyllands-Posten серьезно ударила по бизнесу их земляков – молочного концерна Arla Foods. Публикация карикатур на пророка Мохаммеда осенью 2005 года заставила правоверных мусульман объявить бойкот датской промышленности и не покупать товары из этой страны. Arla Foods – второй по величине производитель молочных продуктов в Европе – был вынужден остановить поставки по всему Ближнему Востоку. Между тем на этот регион приходилось 6% продаж. В результате за 2006 год концерн недосчитался 53,5 млн евро. А ведь до этого он планировал увеличить выручку вдвое.

3. Миротворцы против колы. Весной 2003 года США развязали войну в Ираке. В знак протеста германское общественное объединение «Потребители против войны» составило список из 27 компаний, от чьих товаров следовало отказаться. Его возглавили Coca-Cola, Microsoft, McDonald’s и Disney. 21% европейцев поддержал инициативу немецких активистов. Американские корпорации приложили немало усилий, чтобы объяснить потребителям: их предприятия, расположенные в Европе, приносят прибыль прежде всего экономике этих стран. Через две недели бойкот прекратился.

4. Бойкот по-еврейски. В Израиле потребительские бойкоты случаются часто, но они сравнительно безболезненны, поскольку длятся обычно всего один день. 16 октября 2006 года жители города Петах-Тиква решили отказаться от услуг транспортной компании «Кавим», чьи автобусы ходили не по расписанию. А 12 декабря израильтяне устроили «черный вторник» банкам, выступая против повышения платы за комиссионные услуги на 5%. Банкиры подтвердили, что количество клиентов в этот день сократилось наполовину. Зато накануне они провели в два раза больше операций, чем обычно.

5. Провальная слежка. Итальянский производитель одежды Benetton Group в 2003 году объявил, что запускает систему контроля продукции. Каждый предмет одежды предполагалось снабдить микрочипом, который передавал бы информацию о перемещениях хозяина покупки. Таким образом компания рассчитывала узнать больше о своих потребителях. Но проект возмутил международную потребительскую организацию CASPIAN, которая сочла его вмешательством в частную жизнь и призвала покупателей обходить магазины Benetton стороной. Компания решила не испытывать судьбу и отказалась от инновации.

Секрет фирмы