26.01.2007

Сделано в Ватикане. Новое телеагентство рассчитывает на самоокупаемость

Сведения о появлении в мировом телепространстве «ватиканского CNN», сообщенные на минувшей неделе итальянской газетой «La Stampa», оказались преувеличенными. Как удалось выяснить корреспондентам «НГ», речь идет всего лишь о создании в рамках реформ ватиканских СМИ телевизионного агентства H2Onews (H2O – химическая формула воды). Как сообщила «НГ» главный редактор агентства Мириам Диес, деятельность агентства будет заключаться в подготовке коротких видеорепортажей о деятельности Папы, Римской Курии и Церкви во всем мире и предоставлении этих материалов католическим и светским телеканалам, не имеющим корреспондентов в Риме. Следующим шагом должно стать распространение репортажей через сеть интернет.

Этот проект был представлен в октябре 2006 г. на первом Всемирном съезде католических телекомпаний в Мадриде, его запуск планировался на декабрь. Однако по техническим причинам дебют H2Onews перенесен на Пасху.

Директор H2Onews Хесус Колина вот уже 10 лет возглавляет католическое информагентство Zenit, связанное с движением «Царство Божие», светской ветвью консервативного объединения «Легионеры Христа». Однако, как заявил сам Колина в интервью Радио Ватикана, роль Zenit в деятельности нового телеагентства будет второстепенной. «H2Onews – это не Zenit, – подтвердила «НГ» Мириам Диес. – В то же время мы сотрудничаем с ними и придерживаемся той же редакционной политики».

В декабре пресс-служба Ватикана и H2Onews сообщили, что на посту директора агентства Хесус Колина «не представляет ни «Царство Божие», ни «Легионеров Христа». Более того, в организационном плане H2Onews будет совершенно независимой и от Папского совета по связям с общественностью, и от Ватиканского телецентра. Созданием и раскруткой H2Onews, в частности, займется известный итальянский кинопродюсер Андреа Скарцони.

У H2Onews не будет собственного телевизионного канала, сетки вещания, а следовательно, и возможностей для распространения рекламы. Исходя из этого руководство телеагентства рассчитывает на то, что деятельность H2Onews окупится за счет телеканалов-подписчиков. Ожидается, что материалы нового телеагентства будут приобретать примерно 2 тыс. телекомпаний во всем мире с аудиторией около 20 млн. человек. В то же время, по словам Мириам Диес, спонсоры, «заинтересованные в развитии католических СМИ», у H2Onews все же есть, но предпочитают сохранять анонимность. Ватикан, как утверждает Диес, не финансирует H2Onews.

По словам журналиста издания National Catholic Reporter Джона Аллена, ссылающегося на источники в Ватикане, в Римской Курии обеспокоены тем, что такие достаточно маргинальные католические телеканалы, как американская Eternal Word Television Network, зачастую воспринимаются верующими как «голос Церкви». В то же время официальная точка зрения Ватикана в телеэфире практически не звучит, и создание H2Onews должно хотя бы частично вернуть Святому Престолу контроль над «католическим телепространством». Необходимость в такого рода телевизионном агентстве обострилась после того, как в начале октября 2006 г. итальянский католический канал Telepace, с начала 90-х освещавший события в Ватикане, закрыл свою информационную службу в Риме (см. «НГ-религии» № 20 от 15.11.06)

Примечательно, что председатель Национальной федерации итальянской печати Франко Сидди призвал Ватикан использовать в новой структуре «серьезных профессионалов», потерявших работу на Telepace.

Пока состав редакции H2Onews не сформирован. По масштабам и потенциалу ватиканский телепроект едва ли сопоставим с CNN или Euronews. Однако налицо попытки Святого Престола встроиться в магистральную линию развития СМИ – распространять информацию в режиме реального времени в мировом масштабе. Впрочем, в итальянской печати на создание H2Onews смотрят скептически, усматривая в нем рост влияния консервативных течений в Католической Церкви при понтификате Бенедикта XVI. // Джованни Бенси, Всеволод Гнетий, Станислав Минин

Независимая газета