22.01.2007

Сводные братья. Состав акционеров телеканалов «РЕН ТВ» и «Пятого канала» стал одинаковым

Состав акционеров телеканалов «РЕН ТВ» и «Пятого канала» стал одинаковым. Покажут ли теперь одно и то же и в Питере, и в Москве?

Компания «Сургутнефтегаз» стала совладельцем «ТРК Петербург» («Пятого канала»). На прошлой неделе компания приобрела 20% акций в ходе допэмиссии, которую провел «ТРК Петербург» по закрытой подписке. Равную с ней долю имеет теперь и второй акционер – «Северсталь» (увеличил собственную долю на 2%). Остальные акционеры – администрация Петербурга и ООО «Волна» — уменьшили свои доли, за исключением мажоритарного совладельца банка «Россия». У него по-прежнему остается 35% питерского телевидения.

Полученные в результате допэмиссии деньги (называется сумма от 60 до 95 млн долларов) нужны «Пятому каналу» как минимум для того, чтобы освоить выигранные за прошлый год частоты в двух подряд конкурсах. По подсчетам специалистов, расходы на обслуживание одной такой лицензии (затраты на оборудование, расчистку и т. д.) могут составить около 1 млн долларов. А у «ТРК Петербург» свыше 70 таких лицензий.

Состав акционеров «ТРК Петербург» теперь очень сильно напоминает состав акционеров «РЕН ТВ», который тоже изменился несколько недель назад. Здесь у «Северстали» и «Сургутнефтегаза» по 7%, а дочерняя структура банка «Россия» контролирует 56%. Оставшиеся проценты остаются у немецкой RTL Group.

Что эта смена акционеров может означать? На первый взгляд, подтверждаются давнишние разговоры на рынке: «Пятый канал» и «РЕН ТВ» теперь уже точно объединятся в рамках одного холдинга. Для этого-то, мол, все и затевалось. Однако это утверждение может оказаться преждевременным. Ведь де-факто компании и так уже находятся в едином управлении (точнее говоря, в едином держании). А целесообразность такого объединения с точки зрения бизнеса и управленческих решений не очевидна.

Самый главный аргумент, ради которого можно было объединять каналы, – частота вещания «РЕН ТВ» в Москве. Однако такая необходимость отпала с осени прошлого года, когда «ТРК Петербург» выиграла в конкурсе на 29 частот, одна из которых — столичная. Правда, эту частоту до сих пор разрабатывают, но место уже «забито».

Второй возможный вариант объединения обоих каналов – ради производства и совместного использования контента. Однако не совсем понятно, чем именно могут пригодиться друг другу оба канала с этой точки зрения. «РЕН ТВ» позиционируется как развлекательно-информационный канал (его информационная часть сведена сегодня к минимуму, который позволяет ему хоть как-то отличаться от совсем развлекательного СТС). «Пятый канал» — скорее информационно-развлекательный. Однако привносить информационное вещание на «РЕН ТВ» ни один здравомыслящий и политически грамотный менеджер сегодня не будет: оно очень дорого в производстве и чревато политически. Если бы в «РЕН ТВ» развлекательное наполнение было на голову выше, чем на питерском канале, можно было бы предположить выгодный союз в этой области. Но у «РЕН ТВ» нет столь выдающихся суперрейтинговых шоу-программ, ради которых стоило бы затевать союз двух каналов.

Третий вариант – объединить рекламные службы. Но и тут больше вопросов, чем ответов. Если у «РЕН ТВ» реклама продается более-менее хорошо (часть самостоятельно, часть – с этого года — через РА «Алькасар»), то менеджменту «ТРК Петербург» еще предстоит доказывать свою способность выстроить грамотные продажи рекламы. Насколько окажется привлекательна концепция «канала российских регионов» для федеральных рекламодателей? Насколько востребовано будет рекламодателем то содержание, которое предлагает «Пятый канал»?

Кроме того, объединение не было бы целесообразно на данном этапе и с точки зрения инвестиций в развитие каналов. Если «РЕН ТВ» рентабелен (или даже доходен), то в «ТРК Петербург» предстоит еще вкладывать много денег. Этот канал имеет по стране долю лишь в 0,3% (в отличие от «РЕН ТВ» с 3,8%) по данным TNS Gallup Media.

Наконец, у «РЕН ТВ» уже есть собственный бренд. Над брендом «ТРК Петербург» предстоит еще долго работать.

Иными словами, сегодня «РЕН ТВ» — уже готовый продукт, хоть и небольшой, но уже действующий. «Черт из табакерки» «Пятый канал» пока что имеет лишь радужные перспективы. Да, у питерцев есть возможность стать крупнейшей телесетью в стране. Но для этого нужны колоссальные менеджерские усилия. Надо строить сеть, координировать региональные вставки и общефедеральный контент, продавать рекламу на регионы и на федеральном уровне. Насколько сегодняшняя команда «Пятого канала» способна справиться с такой задачей – вопрос открытый. Если она это сделает – заработает себе менеджерскую славу и бонусы, если нет – у акционеров останется менее рентабельная, но действующая модель прибыльного телевидения в лице «РЕН ТВ». Если же впоследствии акционеры обоих каналов захотят продать свои медиаактивы, два бренда будут стоить больше, чем один. //Анастасия Дедюхина

Журнал "Эксперт"