11.01.2007

Урок не впрок. Новые проблемы на алкогольном рынке могут возникнуть уже через три недели



Чтобы избежать новых потрясений на рынке спиртного, правительство в очередной раз откладывает реализацию законов, принятых по его же инициативе. Перемаркировка импортного алкоголя должна была завершиться еще перед новым годом – 29 декабря. Однако вчера стало известно, что срок завершения этой операции, которая парализовала рынок прошлым летом, перенесен на 30 марта. Как выяснили «Новые Известия», это не единственная проблема, которую власти перетащили из года минувшего в год наступивший.

Вообще-то по закону приборы учета алкоголя в рамках единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) должны быть установлены на всех предприятиях отрасли к 1 февраля 2007 года. Но нормативная база до сих пор не приведена в порядок окончательно, поэтому исполнить этот закон производителям уже точно не удастся. Это означает, что заводы могут снова остановиться. Однако повторения кризиса не хотят не только производители, но и власти, поэтому Министерство финансов России уже предложило отложить установку счетчиков на заводах до 1 июня 2007 года. Правда, некоторые эксперты полагают, что и этот срок будет сорван.

Основания для подобного пессимизма есть. Буксующая реформа ударила по всем. По экспертным оценкам, бизнес в 2006 году понес убытки на сумму в 2 млрд. долларов. Государство недополучило налогов на сумму около 500 млн. «зеленых». А потребитель, как всегда, расплатился за ошибки власти из своего кармана – алкогольная продукция в результате подорожала в среднем на 20%. Мало того, как рассказал «НИ» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз, «на сегодняшний день кризис преодолен лишь отчасти», потому что «дешевой и качественной продукции на рынке все равно недостаточно». «То, что крайний срок перемаркировки перенесли на 30 марта, конечно, хорошо, – отметил эксперт. – Что же касается ЕГАИС, то на 1 февраля намечался очередной этап реформы, однако производители не успели оборудовать заводы специальными счетчиками, поэтому и здесь приходится переносить сроки. Государство должно более внимательно прислушиваться к мнению бизнес-сообщества».

Пока у власти это получается с трудом. Яркое тому подтверждение – недавнее предписание Минэкономразвития наносить на этикетку бутылки информацию о содержании вредных веществ в соответствии с государственными стандартами. Ясно, что причиной предложенной меры стали массовые отравления суррогатами. Однако, как сообщили «НИ» в Национальной алкогольной ассоциации, и здесь вышла незадача: что именно писать на этикетках, никто не понимает. Об этом чиновники ничего не сказали, а ведь нужно успеть обклеить новыми бумажками всю продукцию до 1 февраля. Специалисты надеются, что это предписание будет либо отменено полностью, либо срок его исполнения перенесут. Иначе серьезные проблемы на алкогольном рынке могут возникнуть уже через три недели.

В любом случае серьезные структурные изменения на этом рынке неизбежны. В самой идее ЕГАИС и установлении более жесткого государственного контроля за оборотом алкоголя ни один специалист не видит ничего плохого. Всех тревожит, как эта идея воплощается. По крайней мере, пока никаких перемен к лучшему не заметно. Нелегальный рынок алкоголя не уменьшился, зато дешевые вина и водка подорожали и еще будут дорожать, причем значительно. «Если в Европе и Америке бутылка недорогого вина стоит 2 доллара, то в пересчете на наши деньги и с учетом уровня доходов россиян такая же бутылка должна стоить 15–20 руб.», – посчитал Вадим Дробиз. Добавим, что стеклоочистители ни европейцы, ни американцы к столу не подают.// НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

Новые Известия