11.01.2007

Труба по телефону. Владимир Путин лично уговорил Александра Лукашенко отменить пошлину на прокачку российской нефти в Европу



Владимир Путин лично уговорил Александра Лукашенко отменить пошлину на прокачку российской нефти в Европу. Сейчас началу транзита мешает судьба 80 тыс. тонн нефти, изъятых Белоруссией из трубопровода «Дружба». Всю нефть вернуть вряд ли получится, и российским компаниям придется поделить убытки между собой.

Эпопея с российско-белорусскими таможенными пошлинами вошла в завершающую стадию. В ходе, как сообщает пресс-служба белорусского президента, «продолжительного телефонного разговора» между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко были обсуждены проблемы, возникшие во время нефтяных и газовых переговоров. Как заявила пресс-служба, речь шла об обеспечении республики энергоресурсами, а также о транзитных поставках углеводородного сырья в страны Европы. «В результате беседы был найден компромисс, который позволит разблокировать сложившуюся тупиковую ситуацию, – сообщает пресс-служба. – В том числе – и касающуюся транзита российской нефти в ЕС через территорию Белоруссии». Российский и белорусский премьеры получили указание в течение двух дней выработать конкретные предложения и внести их на рассмотрение президентов к 12 января. Через час после этого интригующего заявления выяснилось, что ждать 12 января не стоит. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский заявил, что компромисс принял форму отмены белорусских таможенных пошлин для российской нефти – такое решение приняло правительство Белоруссии. Это означает, что Белоруссия сдалась России и теперь пытается сохранить лицо. Российское Минэкономразвития требовало именно отмены пошлины, но Лукашенко было стыдно сдаться озвучившему это предложение главе министерства Герману Грефу. Поэтому Лукашенко дождался личного разговора с Путиным и сделал то, что от него ждали – другого выхода у него просто не было.

Напомним, что перед Новым годом Россия подняла цены на газ для братской страны c $46,7 до $100 за 1 тыс. кубометров. К тому же была введена для Белоруссии вывозная пошлина на нефть в размере $180 за тонну, из-за чего баррель российской нефти подорожал для белорусов на $25. В ответ Лукашенко ввел для нефти из России таможенные транспортные пошлины, составившие $45 за тонну. «Газета.Ru» писала, что тогда многие специалисты по международному праву признали: это является беспрецедентным шагом – такого в мировой практике еще не было. Пошлины взимались за экспорт и за импорт, но никогда – за транзит. Выпад Белоруссии привел к тому, что транзит российской нефти через республику прекратился. Без нефти остался ряд стран Европы, которые, впрочем, не слишком из-за этого переживают, так как собственными стратегическими запасами на ближайшее будущее обеспечены. Вполне ожидаемо за режим Лукашенко никто в Европе не заступился – многие политические деятели выразили озабоченность, но не более.

Прекрасно понимая, что их ждет, белорусские парламентарии приехали в Москву. Делегация два дня ждала переговоров по существу, но Греф заявил о том, что переговоры не будут продолжены, если Белоруссия не отменит таможенную транспортную пошлину на российскую нефть и не восстановит транзит в Европу.

«Компромисс достигнут, и теперь следует ждать результата, – говорит аналитик ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Причем результат, как и в случае с Украиной, не заставит себя ждать». По словам Разуваева, если уже принято решение об отмене таможенной пошлины, то транзит нефти через Беларусь будет восстановлен в полном объеме. «Если не тянуть с этим, отечественные нефтяные компании не пострадают от прерывания поставок, так как всегда смогут увеличить интенсивность прокачки нефти через трубу и компенсировать то, что из-за вынужденного простоя не закачивали в трубопровод», – объясняет Разуваев.

Оценить сейчас потери конкретных компаний трудно. Дело в том, что через нефтепровод «Дружба» идет «общая» нефть от разных поставщиков. У каждой компании – свои объемы поставок в разные страны, к тому же общий поток нефти постоянно меняется. Именно поэтому российские нефтяники спокойно отнеслись к остановке прокачки нефти. Некоторое беспокойство выразила хозяйка труб «Транснефть», однако это были заявления в основном политического характера.

Скорее всего, убытков будет не много. Сейчас европейские страны распечатали свои стратегические запасы и теперь будут их пополнять в счет существующих контрактов. Не понесут компании убытков и из-за существовавшей несколько дней белорусской пошлины на транзит – ее никто платить и не собирался.

Сейчас главный вопрос – каких уступок потребует Белоруссия от России. «Предметом торга станет российская экспортная пошлина на нефть, – считает Разуваев. – Сложно сказать, как она изменится и не исчезнет ли вообще, но именно за эту пошлину будут биться Москва и Минск». Формально эта пошлина не совсем законна, поскольку в рамках так называемого «союзного государства» взаимные пошлины отменены. Однако это государство существует лишь на бумаге, и Россия явно взяла курс на покорение проблемного союзника. Поэтому вполне возможно, что Россия будет вводить подобные пошлины на различные белорусские товары.

К тому же экономическое противостояние явно не окончено, что подтверждает перепалка, возникшая в среду вечером между российскими, польскими, словацкими и белорусскими компаниями. Вначале словацкий оператор Transpetrol сообщил, что транзит российской нефти в страны Европы начался. Позже «Транснефть» заявила, что пока не возобновила поставки по нефтепроводу «Дружба». В компании с недовольством отметили, что информация о возобновлении поставок, скорее всего, распространяется белорусской стороной. При этом, как сообщает «Интерфакс», оператор польских нефтепроводных сетей ПЕРН получил письмо от руководства «Гомельтранснефти», в котором предложил Польше готовиться к восстановлению поставок. Заместитель министра экономики Польши Петр Наимский отметил, что в ближайшие дни на польские нефтеперерабатывающие заводы поступят первые партии нефти, которые прибудут в польские порты по морскому пути. Кстати, именно такие заводы и будут основными проигравшими в этом конфликте – им придется потратиться на транспортировку сырья.

Тем временем из Белоруссии поступали противоречивые данные – вначале пошли слухи о начале прокачки, но затем в руководстве белорусского нефтетранспортного предприятия «Гомельтранснефть Дружба» заявили «Интерфаксу», что не возобновляли транзит. В то же время на предприятии не исключили, что прокачка нефти может возобновиться уже в ночь на четверг.

Однако, похоже, транзит начнется после разрешения России. Замглавы российского Минэкономразвития Андрей Шаронов заявил Reuters, что Россия готова возобновить закачку нефти в магистральный трубопровод «Дружба», если Белоруссия «вернет» изъятое российское сырье путем прокачки этой нефти в Европу. Шаронов сказал, что Россия требует вернуть около 80 тыс. тонн нефти, изъятых Белоруссией в счет уплаты пошлин, которые уже отменили. «Это примерно на четыре часа полноценной работы. За это время «Транснефть» может подготовиться к возобновлению прокачки нефти с территории России», – сказал замминистра. Видимо, эту нефть и стоит считать основным убытком от нынешнего скандала.

По разным оценкам, эта нефть может стоит около $30 млн, однако кто именно понесет этот убыток – сказать сейчас невозможно. Российская сторона постарается вернуть эту нефть в трубу, но, скорее всего, полностью это сделать не удастся. Тогда «остаток» потерь будет «размазан» по всем поставщикам.

Но эта история может принести еще один убыток. «Международный резонанс, вызванный введением взаимных российско-белорусских нефтяных пошлин, бьет в первую очередь по России, – сказал «Газете.Ru» один из экспертов нефтяного рынка. – Учитывая упрямство Лукашенко, скорее всего, именно Россия пойдет на уступки». По мнению эксперта, Минск все же добьется отмены экспортной пошлины на российскую нефть для Белоруссии. // Алексей Топалов

Газета.RU