10.01.2007

«Сибирь» налетела на 200 исков



Иски к компаниям «Сибири» и Airbus подали более 200 жертв аварии А310 в Иркутске. В США близкие погибших могут получить многомиллионные выплаты. На территории России, где суммы выплат гораздо ниже, с «Сибирью» судится пока всего одна семья.

Во вторник стало известно, что суд южного округа Нью-Йорка принял к рассмотрению иск от 185 пострадавших при катастрофе А310 в Иркутске. Об этом сообщил «Газете.Ru» иркутский адвокат Роман Буянов, координирующий связь иностранных юристов с российскими семьями. Ответчиками по иску являются авиакомпания S7 («Сибирь»), эксплуатировавшая самолет, и владелец аэробуса – корпорация Airbus Leasing II (лизинговое подразделение Airbus) с юридическим адресом в США. Иск был подан 24 октября рядом иностранных юридических компаний, в том числе американской Speiser Krause, от имени 150 пострадавших, к которым вскоре присоединились еще 35 человек.

4 января состоялось предварительное заседание, на котором судья решил, что иск подсуден американской юрисдикции. Следующее заседание назначено на 6 апреля, сообщил Буянов. До 6 июня по иску должно быть вынесено окончательное решение.

21 ноября в тот же нью-йоркский суд подала иск еще одна американская фирма, которая работает в партнерстве с московской коллегией адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», иркутской «Полевода, Мощицкая и партнеры» и британской компанией Stewarts Solicitors. Юристы представляют интересы еще 55 пострадавших в результате катастрофы A310. Ответчиками также выступают «Сибирь» и Airbus Leasing. Этот иск пока не рассматривался, но можно предполагать, что американский суд примет к рассмотрению и его. Суммы, которые могут получить истцы, пока не известны, но, по примерным подсчетам юристов, только по первому иску в целом S7 и Airbus могут потерять минимум $50 млн – и это при негативном исходе.

«По американскому законодательству, в иске сумма компенсации не заявляется. Суд определяет ее исходя из каждого случая в отдельности и прецедентов. Но в США – это значительные цифры, – сообщил Роман Буянов. – Сумма может быть и $100, и $200, и $500 млн». Суд также должен решить, кто из ответчиков и как будет выплачивать эти деньги – авиакомпания, компания – владелец самолета, либо обе соразмерно.

Всего иски за рубежом подали более 240 пострадавших при катастрофе аэробуса россиян: по словам адвокатов, правосудие других стран, как правило, оценивает гибель человека существенно выше. Тем не менее пострадавшие от гибели аэробуса судятся и в России. Во вторник стало известно, что иск по катастрофе самолета А-310 в Иркутске поступил в суд города Обь Новосибирской области.

Семья Сластиных – 68-летний Константин Сластин и его 22-летняя дочь Любовь требуют от «Сибири» возмещения 2 млн рублей материального и 18 млн рублей морального ущерба. В катастрофе погибли жена Константина – 47-летняя Вера Сластина и их 17-летняя дочь. Сначала истцы просили возместить им моральный ущерб в размере 9 млн рублей, а также назначить ежемесячную пенсию в 7 тыс. рублей по утрате кормильца (Константин Сластин — инвалид второй группы и находился на иждивении у супруги). Потом сумма претензий возросла вдвое.

«Дело будет рассматривать председатель суда Ирина Ступчикова», –сообщила «Газете.Ru» администратор федерального суда общей юрисдикции города Обь Валентина Петрова. Планируется, что до конца января судья Ступчикова проведет консультацию с истцами и ответчиком – представителями авиакомпании «Сибирь» (S7). Cудья Ирина Ступчикова намерена уточнить основания и предмет иска. Тогда же, вероятно, станет известна и дата начала судебных слушаний. Приедут ли в Обь сами истцы, пока не известно. «Отказа от Сластиных не было», – сообщили «Газете.Ru» в суде.

Для этого иска суд Оби далеко не первая инстанция. Кстати, в начале не исключалось, что дело вообще не дойдет до суда: представители авиакомпании предложили урегулировать спор мирным путем. Но стороны ни о чем не договорились. По версии адвоката потерпевших Игоря Трунова, представители «Сибири» так и не назвали сумму, на выплату которой они готовы были пойти. Поэтому в итоге дело ушло в Замоскворецкий суд Москвы. Но рассмотрение, не успев начаться, было приостановлено: иск родственников был переадресован по юридическому адресу ответчика – в Новосибирскую область, в город Объ-4.

Трунов уверял, что упомянутый город – Обь-4 – это «закрытое территориальное образование». Позже выяснилось, что речь идет о городе Обь. Пострадавшие пытались обжаловать в Мосгорсуде решение по передаче дела, но безуспешно.

Несмотря на то что к адвокату обратилась не одна семья погибших, речь пока идет только об одиночном иске. Как предполагает Трунов, ход этого дела и решение по нему будут показательными для России.

«Мы хотим создать прецедент по существенному возмещению вреда», – пояснил он, добавив, что сейчас «при полном отсутствии регламентированных сумм оценки человеческой жизни» судьи просто боятся присуждать крупные суммы. «При этом практика показывает, что сумма выплат меньше затрат на судебные издержки, к тому же люди должны немало времени провести в суде, причем летать на него в другой город. Так что пока мы ограничимся этим иском», – пояснил Трунов. Защита хочет, чтобы и в России соответчиком по иску выступила компания Airbus: по словам Трунова, «платить пострадавшим должен владелец потенциально опасного транспортного средства».

Но пока добиться привлечения к делу корпорации не удалось. Замоскворецкий суд Москвы отказался рассматривать иск к Airbus. «Его расценили как ходатайство и отказали. Кстати, «Сибирь» почему-то активно возражала против привлечения европейской компании в качестве ответчика», – заметил Трунов. Правда, с этим иском пострадавшие уже обратились в Хорошевский суд – по месту регистрации истца. Катастрофа А310 в Иркутске может стать первым случаем в России, когда пострадавшие получат многомиллионную компенсацию причиненного ущерба.

До сих пор речь шла о значительно меньших цифрах. Расчеты российского правосудия не выходили за пределы 600 тысяч рублей – во всяком случае, такая цифра фигурировала в российской судебной практике как максимальная по моральному ущербу, говорят юристы.

Михаил Руднев (Новосибирск), Эля Вермишева, Алина Черноиванова

Газета.RU