10.01.2007


Закускам несть числа. Обзор московского рынка мясной гастрономии



Исследования компании «Бизнес Аналитика»

 
Статья основана на данных аудита розничной торговли, регулярно проводимого компанией «Бизнес Аналитика» на московском рынке мясной гастрономии в 2004–2006 годах. К категории мясной гастрономии относятся следующие продукты: колбасы, ветчины, сосиски, сардельки, паштеты, мясные деликатесы.
  СТРУКТУРА РЫНКА И РАЗВИТИЕ АССОРТИМЕНТА
  По уровню потребления мясных продуктов московский регион существенно опережает среднероссийские показатели, что обусловлено прежде всего высоким уровнем жизни жителей столицы. Большая емкость этого рынка и его привлекательность для значительного числа компаний-производителей создают и условия для роста конкуренции.
  Рынок мясной гастрономии отличается разнообразием – ассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 года на московском рынке присутствовало порядка 5 тысяч разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к середине 2006-го их число выросло до 5,5 тысячи. Таким образом, за полгода рост составил около 10%.
  Еще более внушительным за последние полгода стало увеличение числа продуктов в пересчете на одну торговую точку, то есть именно рост того ассортимента, который видит конечный потребитель. Так, за последние полгода количество разновидностей, представленных на выбор покупателей, в среднем увеличилось более чем на четверть. Причем активное расширение ассортимента происходит в торговых точках всех форматов: в меньшей степени это характерно для точек современной розницы – гипер-, супермаркетов и дискаунтеров, где выбор товаров мясной гастрономии уже и так достаточно широк, более быстрыми темпами увеличивается количество разновидностей мясной продукции в небольших продовольственных магазинах и павильонах.
  Более половины общих продаж столичного рынка мясной гастрономии и почти половина всего ассортимента приходится на колбасы различных видов (табл. 1). Причем именно в двух самых емких подсегментах колбас отмечаются и самые высокие на гастрономическом рынке темпы роста суммарного ассортимента: по сравнению с данными на конец 2005 года к середине 2006-го общее количество разновидностей вареных колбас увеличилось на 12%, а варено- и полукопченых – на 16%. Таким образом, пожалуй, именно этот самый крупный сегмент рынка мясной гастрономии можно назвать наиболее конкурентным.

1

  Однако не менее остра и конкуренция в категории мясных деликатесов. Почти четверть всех представленных в рознице продуктов мясной гастрономии – разнообразные мясные деликатесы.  Между тем их доля в общих продажах в стоимостном выражении вдвое ниже, чем у колбас.
Второе же место по объемам продаж занимают сосиски, сардельки, шпикачки: за первую половину 2006 года их суммарная доля в продажах превысила 23% в стоимостном выражении. В то же время в общем ассортименте на них приходится примерно седьмая часть.
  Можно отметить, что при рассмотрении данных в натуральном выражении соотношение продаж различных сегментов рынка мясной гастрономии существенно меняется. Так, доля по объему более дешевых вареных колбас в первом полугодии 2006 года составляла порядка 30%, почти такой же величины был и удельный вес сегмента сосисок, сарделек, шпикачек. В то же время доли дорогих категорий мясного рынка имеют здесь существенно более низкие значения: на мясные деликатесы приходится 9%, на сырокопченые колбасы – 7%.
  Структура потребления продуктов мясной гастрономии на протяжении последних полутора лет остается достаточно устойчивой. Наиболее значительные изменения можно отметить в сегменте колбасных изделий. За рассматриваемый год (первая половина 2005-го – первая половина 2006 года) несколько сократилась доля самых популярных и доступных вареных колбас и увеличился удельный вес более дорогих варено- и полукопченых, а также сырокопченых колбас.    Обращающий на себя внимание всплеск продаж сырокопченых колбас во второй половине 2005 года обусловлен, прежде всего, сезонными факторами – ростом спроса на эти продукты в связи с предпраздничными закупками. Аналогичная динамика характерна и для сегмента мясных деликатесов.
  Среди других изменений в категории мясных деликатесов можно отметить последовательное сокращение в продажах доли ветчин. Можно предполагать, что одним из факторов, оказывающих влияние на снижение удельного веса этого сегмента, является и незначительное внимание производителей: на фоне активного расширения разновидностей в других категориях рынка мясной гастрономии ассортимент ветчин практически не меняется.
  ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ
  Как уже было отмечено, столичный рынок отличается высоким уровнем конкуренции. В настоящее время здесь присутствует продукция более 200 компаний. В то же время ключевые роли, безусловно, играют крупные мясоперерабатывающие комбинаты Москвы и Московской области.
  В отличие от большинства региональных городов, где один-два крупных местных игрока фактически контролируют большую часть рынка, а на пятерку лидеров приходится не менее 3/4 суммарных продаж, рынок мясной гастрономии в Москве значительно менее концентрирован. По итогам продаж в первой половине 2006 года, суммарная доля первой пятерки производителей едва достигала 44% рынка в денежном выражении, а доля крупнейших десяти компаний была меньше 70%.
  Безусловным лидером столичного рынка является ЗАО «Микояновский мясокомбинат». Хотя за рассматриваемый год его рыночная доля в денежном выражении снизилась с 18,7 до 15,4%, «Микоян» все еще сохраняет почти двукратное превосходство над ближайшими преследователями (табл. 2).

2

  В то же время разрывы между показателями удельного веса других игроков куда менее заметны. Вторую и третью строки в рейтинге занимают почти с равными долями ООО «Московский мясоперерабатывающий завод «Вегус», существенно укрепившее за год свои позиции на столичном рынке, и ЗАО «Черкизовский МПЗ», сумевшее сохранить свою долю практически неизменной. Лишь немного отстает от них АО «Клинский мясокомбинат», доля которого увеличивалась в последние полтора года и к концу рассматриваемого периода была лишь немногим меньше 7%. Замыкает пятерку лидеров столичного рынка еще одна динамично развивающаяся компания – ООО «Дымовское колбасное производство».
  Что касается предприятий, составляющих вторую пятерку ведущих игроков, то их доли, по состоянию на первую половину 2006 года, практически не различаются между собой: ООО «Богатырь», ООО «МПЗ «КампоМос», ООО «Фирма «Мортадель», ОАО «Останкинский МПК» и ОАО «Царицыно».*
  Также важно отметить, что рейтинг крупнейших производителей по объемам продаж в натуральном выражении заметно отличается по причине различной структуры продаж отдельных производителей и ценового позиционирования. Лишь первая тройка лидеров рынка остается неизменной. Что касается других игроков, то значительно более высокие позиции у Останкинского МПК и компании «КампоМос», предлагающих достаточно недорогую продукцию. По итогам за первое полугодие 2006 года, в рейтинге по объемам продаж в натуральном выражении они оказались, соответственно, на четвертом и пятом местах. В свою очередь, Клинский мясокомбинат и Дымовское колбасное производство, ассортимент которых ориентирован на более высокие ценовые категории, заняли лишь шестую и седьмую строки в этом списке.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Снежана Равлюк

FOODMARKET