07.11.2006

Евросоюз ввел сухой закон в воздухе. Русским он не писан




При досмотре в аэропортах Евросоюза авиапассажиры берут на себя обязательство не открывать в воздухе пакет с жидкостями и гелями
Фото: AP


Вчера в странах Евросоюза вступили в силу новые правила авиаперевозок, ограничивающие провоз жидкостей и гелеобразных веществ в ручной клади. Пассажир может взять в салон не более 1 л жидкости, предварительно расфасованной в емкости не более 100 мл каждая. Напитки, купленные в магазинах duty free, также запрещается распаковывать до конца полета. Представители российских авиакомпаний дали понять, что наши граждане смогут нарушать сухой закон в воздухе практически безнаказанно.

Со вчерашнего дня в аэропортах всех 25 стран Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии и Исландии ужесточены правила пассажирских авиаперевозок. Пассажирам разрешается проносить в салон самолета жидкости лишь в емкостях объемом не более 100 мл (см. справку), упакованные в закрывающийся прозрачный пакет; их суммарный объем не должен превышать 1 л. По словам заместителя гендиректора компании "Аэрофлот" Льва Кошлякова, такие пакеты "уже выдают в большинстве европейских аэропортов". Открывать пакет и пользоваться жидкостями во время полета не разрешается. При этом вся ручная кладь будет досматриваться через рентгеноскоп, а электроприборы, например ноутбук или фен для волос, будут сканироваться отдельно, для чего пассажиров попросят вынуть их из сумок. Наконец, ограничения распространяются и на товары, купленные в магазинах беспошлинной торговли (duty free), например алкогольные напитки и парфюмерию: их можно брать с собой на борт без ограничений, однако только в запечатанном прозрачном пакете с условием, что пассажир не будет его открывать. Исключение делается лишь для детского питания и купленных по рецептам лекарств, однако при досмотре пассажир должен будет попробовать содержимое каждой бутылочки.

Отметим, что повышенные меры безопасности приняты после того, как в августе этого года британские спецслужбы предотвратили серию терактов. Взорвать авиалайнеры, направляющиеся из Лондона в Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Бостон и Чикаго, планировалось с помощью жидких взрывчатых веществ. После операции спецслужб для пассажиров всех авиарейсов в США было запрещено провозить любые жидкости.

Российских авиапассажиров новые правила затронут не в полной мере. Ограничения распространяются лишь на пассажиров, вылетающих из европейских, но не из российских аэропортов. Это значит, что наши граждане, вылетающие, например, рейсом Милан–Москва, будут обязаны держать купленные в магазине duty free товары запакованными, однако на рейсе Москва–Милан делать это не обязательно. Это Ъ подтвердили в трех столичных аэропортах, выполняющих рейсы в Европу. Пресс-секретарь аэропорта Шереметьево Ольга Леонова заявила, что "пока никаких инструкций по изменению правил безопасности не поступало". "Аэропорт продолжит работать по действующим правилам",– сообщила Ъ и пресс-секретарь компании "Ист Лайн" (аэропорт Домодедово) Вера Брагина. Заместитель гендиректора аэропорта Внуково Виталий Ванцев объяснил, что решение о введении дополнительных мер безопасности в аэропортах принимает Ространснадзор. "Если ведомство решит вводить запреты, будем выполнять,– заявил господин Ванцев.– Сами аэропорты ничего менять не будут: это лишь приведет к неудобствам пассажиров и нареканиям авиакомпаний". Пресс-секретарь авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал также сказал, что без "указания российских авиационных властей правила безопасности на наших самолетах, вылетающих из России, меняться не будут". В свою очередь, глава Ространснадзора Валерий Селеев заверил Ъ, что "у российских властей оснований для изменения правил нет". "Ужесточения в ЕС вводятся после предотвращенных терактов,– пояснил он.– А у нас после терактов 2004 года (24 августа 2004 года в воздухе были взорваны Ту-154 и Ту-134, 93 человека погибли.–Ъ) правила безопасности в аэропортах были и так серьезно изменены".

Замгендиректора компании "Аэрофлот" Лев Кошляков пообещал, что новые правила авиаперевозок в ЕС практически не затронут российских пассажиров, любящих воспользоваться на борту самолета алкоголем из магазина duty free. "Мы работаем по правилам Российской Федерации, а по ним пассажиры могут хоть на себя жидкости выливать,– пояснил он.– Что касается выпивки, то такие вещи ограничиваются внутренними правилами авиакомпаний, а не ЕС. На рейсах 'Аэрофлота', например, распитие спиртных напитков запрещено. Если пассажир выпивает, бортпроводник сделает ему замечание". Устным предупреждением, по словам пресс-секретаря российского филиала British Airways Марии Шляхтовой, отделаются и выпивающие пассажиры этой авиакомпании. Правда, господин Кошляков добавил, что "если пассажир не соглашается убрать выпивку по требованию, по прилете его могут сдать в милицию", однако пояснил, что там "его лишь оштрафуют за мелкое хулиганство на 100 руб.".

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ, ИВАН Ъ-БУРАНОВ, АЛЕКСАНДР Ъ-ПЛАХОВ

Что может пронести пассажир на самолет в странах ЕС

1. В емкостях объемом не более 100 мл каждая и не более 1 л суммарного объема зубную пасту, гель для волос или душа, лосьон, дезодорант, пену для бритья, парфюмерию, а также алкогольные и неалкогольные напитки, супы, сиропы. Все емкости с жидкостями, включая и приобретенные в магазинах duty free, должны быть помещены в специальный прозрачный пластиковый пакет.

2. "В необходимом для совершения перелета количестве" рецептурные лекарства в жидкой форме, а также детское молоко или питание.

3. Ручную кладь, габариты которой не превышают 56 см в высоту, 45 см в ширину и 25 см в глубину, и один музыкальный инструмент (правило вступит в силу с апреля 2007 года).

КоммерсантЪ