29.09.2006

Борьба управлений. 1000 самых профессиональных менеджеров России

Деловое сообщество России расширяется в основном за счет не сырьевых, а сервисных компаний. Российские менеджеры теснят иностранцев, банкиры – промышленников. Таковы итоги очередного рейтинга "1000 самых профессиональных менеджеров России".

Бизнес-лидеры (в алфавитном порядке)
Рейтинг высших руководителей
Рейтинг финансовых директоров
Рейтинг коммерческих директоров (директоров по маркетингу)
Рейтинг директоров по общественным и корпоративным отношениям
Рейтинг ИТ-директоров
Рейтинг директоров по персоналу

Совместный проект Ассоциации менеджеров России и ИД "Коммерсантъ" выпускается с 2001 года, было бы странно, если бы мы в процессе подготовки седьмого рейтинга немного не скорректировали методологию расчета. Прежде всего был расширен список функциональных направлений, по которым отбираются руководители компаний. В 2006 году к финансовым, коммерческим, IT- и HR-директорам впервые присоединились специалисты по корпоративным и общественным отношениям.

Изменилась и методология выбора финальной тысячи: в нынешнем релизе в ее основе лежит принцип "лучшие выбирают лучших". Это означает, что если раньше в экспертный пул, оценивающий кандидатов рейтинга, входили представители региональных и федеральных органов власти, деловых объединений и некоммерческих организаций, то теперь решение зависело преимущественно от "коллег по цеху" – руководителей и функциональных директоров российских компаний, занимающих высшие позиции в списках предыдущих лет.

Такая коррекция методологии строится на единственном допущении, которое мы считаем верным рассмотреть подробнее. Управленческая элита в России практически сформировалась как общность. Если еще пять лет назад участники "тысячи лучших топ-менеджеров" легко могли сказать, что 99% коллег по списку ему малознакомы, а 70% фамилий он слышит впервые, никто бы не удивился: Россия большая страна, нельзя объять необъятное. Сейчас мы даже позволили себе проводить оценку деятельности кандидатов не только по функциональному, но и по отраслевому принципу. Число перекрестных связей, деловых партнерств, прямых конкурентов в списках доросло до уровня, который уже не имеет смысла разбирать по группам, регионам, тусовкам. Так или иначе, практически все знают всех (или, по крайней мере, знакомы с результатами деятельности) – и поэтому имеют право разбираться в своем кругу, кто есть кто.

Будем разбираться, кто это в 2006 году, не называя фамилий – они уже названы, и их ровно тысяча.


Негосударственный подход к активам власти
Первый и самый главный вывод: экспансия государства в экономику России, по крайней мере на нынешнем этапе, несопоставимо более велика, чем ее отражение в "Топ-1000". Парадоксально, но государственные капиталы, инвестированные в российскую экономику, при статистически значимом росте представительства компаний в нашем рейтинге управляются не менеджерами с богатым опытом работы на государство. Нет, достаточно большое число участников рейтинга, представляющих в нем госкомпании, имеют опыт работы в госструктурах, не будем говорить – в силовых структурах. Однако это не самая типичная картина, более популярен другой сценарий: сегодняшний менеджер госкомпании, как правило, имеет солидный опыт работы в негосударственном бизнесе. Особенно показательны в этом случае не таблицы рейтинга топ-менеджеров, а списки функциональных специалистов.

Власть, не доверяющая частным капиталам "стратегически важные" участки экономики, немедленно начинает говорить на совершенно другом языке, абсолютно совпадающем с языком частного бизнеса. В первую очередь это происходит в банковских структурах, на транспорте, где госкомпании ориентированы не просто на результат, а на лидерство.

Вывод из полученных нами результатов следующий: и в администрации президента, и в правительстве, и в отраслевых министерствах, так же как и в частных компаниях, уже не верят в существование "естественных монополий", защищенных от конкуренции на рынке своим статусом, долей контролируемых финансовых потоков, госрегулированием, форой советского периода, исторической интегрированностью в определенные участки экономики. Вечная монополия невозможна даже при господдержке. И именно поэтому конкурентоспособность проектов госкомпаний государство вынуждено поддерживать в том числе масштабным импортом кадров из частного бизнеса.

В практическом же смысле этот импорт постепенно стирает грани для соискателя места для продолжения карьеры между государственными и частными работодателями. Впрочем, процесс борьбы между государством и бизнесом в компаниях динамичен: исходя из рейтинга, нельзя сказать, будет в ближайшие годы госкомпаниями создана специфическая "государственная корпоративная культура" или же гибрид западных принципов менеджмента и того, что выкристаллизовалось за 15 лет капитализма в России, под условным названием "русская корпоративная культура" все-таки распространится и на корпоративных представителей государства в экономике.

Вопрос отнюдь не праздный. Формирующиеся основы "государственной корпоративной культуры" уже достаточно сильны: это и особый подход к формированию иерархии ответственности и прав принятия решений, и отличающиеся от западных стандартов принципы документооборота, и иные принципы кадрового отбора, и, что особенно важно, совершенно другая система организации информационных потоков.

От того, на какую из двух культур будут ориентированы управленческие системы в сотнях тысяч менее крупных партнеров компаний, представленных в "Топ-1000", во многом будет зависеть инвестиционный климат в России.


Сервис против производства
Менее заметные, но гораздо более ощутимые на локальных рынках тенденции, которые позволяет выявить рейтинг "Топ-1000",– борьба разных видов бизнеса и разных карьерных стратегий внутри бизнес-элиты. Перетоки профессионалов между различными секторами экономики, кстати, отчетливо видны: для специалистов в последнее время смена отрасли без смены вида деятельности – стандартный шаг к карьерному росту.

Весьма отчетливо по итогам этого года видна ориентация крупных западных компаний, развивающих бизнес в России, на менеджмент российского происхождения. В принципе это не удивительно: экспатриатов, которых в деловом сообществе все реже именуют полупрезрительным "экспаты", в списках становится меньше. Но их места в "Топ-1000" становятся все лучше: по сути, в России остаются на ключевых местах в корпорациях лишь специалисты высочайшего класса, которые легко находят работу в Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте.

Этим рейтинг для России разительно отличается, например, от аналогичных восточноевропейских, хотя те же тенденции прослеживаются и там. Карьерный цикл множества менеджеров российского происхождения в местных подразделениях транснациональных компаний, напротив, на пике, можно предположить, что в ближайшее время он будет массово продолжаться в соответствующих подразделениях по Восточной Европе, на других emerging markets. В случае с финансовыми компаниями это уже происходит, на очереди сотрудники раньше других пришедших в Россию западных, например продовольственных и сервисных, компаний – несмотря на распространенное мнение об относительно низкой географической мобильности русских менеджеров, это неизбежно.

Кстати, экспансия сервисного сектора в экономике даже на фоне бурного роста оборотов сектора сырьевого по итогам рейтинга "Топ-1000" не может не броситься в глаза. Практически не изменилась доля лауреатов рейтинга, руководящих строительными, химическими компаниями и предприятиями сырьевого сектора: сектор представителей бизнеса профессиональных услуг и финансового рынка в рейтинге теснит металлургию и машиностроение, а также представителей компаний–производителей потребительских товаров.

Это не удивительно: развитие производства в России потребительских товаров в 90-х годах совершенно не коррелировало с развитием соответствующих сервисных и финансовых секторов. Иногда казалось, что в России, формирующей вполне конкурентоспособную FMCG-промышленность, бизнес финансовых услуг, вопреки учебникам, навечно останется на уровне австрийских сельских сберкасс времен Бисмарка. Но чудес не бывает: рост доходов населения вызвал взрывное развитие "недостающего" сектора.

Но и это быстро изменится. Маркетинговые войны на российском потребительском рынке в самом разгаре: все большее количество ресурсов тратится в компаниях не на организацию производственного процесса, а на продвижение продукта – будь то финансовый инструмент, стальной прокат, бензин или рекрутмент. Раньше "Топ-1000" был рейтингом людей, умеющих строить новые быстрорастущие компании. Сейчас это все больше рейтинг людей, позволяющих их компаниям расти не столько быстро, сколько качественно.

ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН

Методология

Основу экспертного совета рейтинга составили руководители и функциональные директора российских компаний, являющихся участниками рейтинга. Также в число экспертов вошли представители некоммерческих отраслевых и региональных деловых ассоциаций и объединений. Всего в создании рейтинга приняли участие более 400 экспертов.


Каждый эксперт, подтвердивший свое участие в совете, получал индивидуальный пароль, при помощи которого осуществлялся вход в систему интернет-голосования. В ходе голосования в каждом отраслевом списке номинаций эксперт имел право отметить не более трех кандидатов, обладающих, по его мнению, высокой профессиональной репутацией и личными качествами и добившихся за последний год значительных успехов в своей профессиональной деятельности. Голоса, отданные экспертом за представителя своей компании, не учитывались. После отправки виртуального бюллетеня вторичное голосование было невозможно.

Группировка кандидатов по отраслевому принципу была осуществлена на основе отраслевого классификатора Ассоциации менеджеров, который включает 16 отраслевых групп. В рейтинге функциональных директоров некоторые родственные отрасли (такие, как сервис и производство потребительских товаров, электроэнергетика и топливный комплекс) были объединены, и руководители функциональных направлений были разбиты на 12 отраслевых групп.

Подсчет результатов голосов происходил по окончании голосования автоматически. Критерием попадания в итоговый функциональный рейтинг служил условный итоговый балл. Итоговый балл X кандидата i, являющегося представителем отраслевой группы j, рассчитывался по следующей формуле:



Каждый функциональный рейтинг представляет собой совокупность списков лауреатов, сгруппированных по отраслевому принципу. В каждом отраслевом списке кандидаты, получившие наибольшее количество голосов, располагаются в порядке убывания итогового балла. В рейтинге высших руководителей компаний это десять отраслевых лидеров, во всех остальных функциональных рейтингах – три лучших менеджера в отрасли. Оставшиеся лауреаты в каждом отраслевом списке располагаются в алфавитном порядке.

При составлении рейтинга не проводилась оценка профессиональной репутации бизнес-лидеров – тех представителей российского делового сообщества, чья деятельность носит общенациональный характер и оказывает значительное влияние на российскую экономику. Руководители, являющиеся главами крупных российских межотраслевых холдингов и осуществляющие общее стратегическое управление этими организациями, перечислены в списке бизнес-лидеров в алфавитном порядке.



КоммерсантЪ