01.08.2006

$100 миллиардов на мобильные допуслуги



Доходы сотовых операторов от мобильного интернета, сообщений и картинок во всем мире растут быстрее, нежели от простых голосовых услуг.
По итогам 2005 года объем мирового рынка неголосовых услуг превысил $100 млрд. Российский рынок, показав взрывную динамику несколько лет подряд, замедлил темпы роста. Доля российских операторов крайне невелика - всего около 1,5% рынка. Отечественные сотовики заработали в 2005 году на допуслугах лишь $1,4 млрд.
Мировой объем доходов от неголосовых сервисов в сетях мобильной связи в 2005 году составил $102,1 млрд, подсчитали аналитики Informa Telecoms & Media. Эта цифра включает выручку от всех сервисов с собирательным названием VAS (Value Added Services): интернет по GPRSпротоколу, WAP, SMS- и MMS-сообщения, информационные сервисы, игры, мелодии и картинки,- одним словом, всех сотовых услуг, кроме тривиальных разговоров по телефону. В среднем по миру клиенты сотовых сетей тратят около $4,4 в месяц на допуслуги. Такую цифру эксперты Informa Telecoms & Media получили, поделив доходы операторов от VAS в 2005 году на количество абонентов.
По данным Informa Telecoms & Media, в первом квартале 2006 года выручка сотовиков от дополнительных услуг увеличилась на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла $28,4 млрд. Самый большой доход от передачи данных в первом квартале текущего года получил японский сотовый оператор NTT DoCoMo - $2,5 млрд.
Между прочим, лидером в этом сегменте оператора сделал именно "самурайский WAP"- сервис i-mode, который в России так и не смог раскрутить оператор МТС. В то время как, по разным оценкам, i-mode от МТС пользуются от 12 тыс. до 50 тыс. подписчиков, в Японии их около 50 млн.
За DoCoMo следуют китайский China Mobile с $1,9 млрд и японский KDDI с $1,5 млрд. Американские операторы Verizon Wireless, Cingular Wireless и Sprint Nextel заработали за этот период больше $800 млн каждый.
В Европе по доходам от VAS лидирует британский O2 с $570 млн. "С японцами, китайцами и корейцами под силу тягаться только американцам. У европейских абонентов иной менталитет. Для жителей Азии мобильные сервисы - виртуальная реальность, которой они отдают время, деньги и внимание без оглядки. Жители России и Европы тратят деньги более рационально.
Мобильный интернет и SMS для них - скорее необходимость, а картинки и мелодии - прихоть, маленькое развлечение",- рассуждает аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина.
Отечественные сотовые компании все вместе едва дотягиваются до уровня европейского лидера. По оценкам iKS-Consulting, вся российская сотовая индустрия в первом квартале 2006 года заработала на дополнительных услугах $462 млн - около 16% от общей выручки. Лидером рынка стал МТС, на долю которого пришлось 32% рынка или $147,8 млн. При этом i-mode- killing application, купленный у японцев не меньше чем за $10 млн,- свернут. Пока оператор не отказывается от проекта, но уже перестал рекламировать услугу и закрыл портал i-mode. "Мы ведем переговоры с DoCoMo, следим за рынком",- сообщил пресссекретарь МТС Кирилл Алявдин. К сентябрю МТС примет решение, отказаться от японского сервиса или продолжать его раскручивать.
Вторую строчку по доходам от допуслуг удерживает "Вымпелком". Его информационно-развлекательным сервисом "Хамелеон" пользуются около 3 млн абонентов. Но, по признанию оператора, отнюдь не он генерирует львиную долю выручки от допуслуг, а SMS и интернет по GPRS. Выручка оператора от VAS в первом квартале составила $138 млн.
Младший брат в "большой тройке" "Мегафон" отвоевал в первом квартале 2006 года 14% рынка или $64,6 млн в денежном выражении. "Данные первого квартала не показательны,- считает пресс-секретарь "Вымпелком" Юлия Остроухова.- Давайте посмотрим, что будет по итогам полугодия и года". По ее мнению, стагнировавший рынок после первого квартала оживился. "Мы активно продвигаем допуслуги - пакеты SMS, карты оплаты контента, запустили сервис, которой автоматически настраивает телефоны. Это должно принести плоды",- считает Остроухова.
Результаты первого квартала вселяют надежду и в аналитиков. "Это отличные показатели для нашего рынка",- констатирует Зобнина.
По ее словам, в 2005 году доля VAS в выручке мобильных операторов была ниже - 13%, да и за весь год допуслуги принесли $1,4 млрд. Так, по итогам прошлого года VAS принесли "Вымпелкому" $456 млн - на 65,1% больше, нежели в 2004 году, а доля контент-услуг в выручке составила 14,25%. У МТС по итогам 2005 года доля VAS в выручке от каждого абонента составила 12%. Следовательно, доходы компании от допуслуг достигли $600 млн, и если вычесть доходы от операций в СНГ, останется чуть более $440 млн.
"За прошлый год рынок VAS претерпел серьезные изменения,- уверяет Зобнина.- Резковыросла доля сегмента мобильного интернета, в то время как доля контентуслуг, наоборот, снизилась изза стагнации на рынке мобильного контента". В рост рынка VAS верит и аналитик MOST Marketing Антон Васильев. "Это объективный процесс: во-первых, сформировалась аудитория дополнительных услуг, выросло новое поколение потребителей, а вовторых, операторы наконецто научились продавать услуги. Объяснили, как этим пользоваться, и стали более правильно позиционировать сервисы",- говорит Васильев.

АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Деловая газета "Бизнес"