25.07.2006

Ducato двойного назначения. "Северстальавто" объявила о планах производства легких коммерческих автомобилей Fiat Ducato



Вчера компания "Северстальавто" объявила о планах производства легких коммерческих автомобилей Fiat Ducato на новых мощностях в Елабуге.
Проект примечателен не только значительным годовым объемом выпуска в 75 тыс. автомобилей, но и тем, что большую часть елабужских фургонов планируется экспортировать. Таким образом, впервые в России начнется сборка иномарок, ориентированная не только на отечественный, но и на внешние рынки.
"Северсталь-авто" и Fiat Group вчера объявили о запуске в конце 2007 года в Елабуге производства легкого коммерческого автомобиля (LCV) Fiat Ducato.
В нынешнем году Fiat прекратил производство Ducato на платформе X2/44 в связи со сменой поколений (на одной платформе с небольшими изменениями производятся Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Citroen Jumper). Выпуск модели прежнего поколения будет освоен на новом сборочном заводе в Елабуге. Проектная мощность предприятия составит 75 тыс.
автомобилей в год, а значительная часть продукции будет предназначена для продажи на внешних рынках через дистрибуторскую сеть Fiat. "Соотношение экспорта и внутренних поставок на данный момент уточняется с итальянскими коллегами",- сказала руководитель отдела по связям с общественностью "Северсталь-авто" Зоя Каика. При этом она не смогла уточнить, на какие именно внешние рынки будет поставляться продукция елабужского предприятия. Но уже очевидно, что на основной для Fiat западноевропейский рынок Ducato поставляться не будет: там будут продаваться более дорогие автомобили нового поколения.
Основным производителем LСV грузоподъемностью 1-2,5 т в России на сегодняшний день является группа ГАЗ. В прошлом году нижегородский завод произвел более 140 тыс.
"Газелей". Директор по PR группы ГАЗ Владимир Торин оптимистично полагает, что появление такого конкурента, как Ducato, не сможет повлиять на положение "Газели" на рынке России и СНГ: "Ducato придется конкурировать с новыми моделями: Ford Transit, Volkswagen Krafter, Mercedes-Benz Sprinter".
Кроме того, добавляет Торин, "Северсталь-авто" придется создавать внутреннюю дилерскую сеть практически с нуля, тогда как у ГАЗа уже более 120 дилеров.
В то же время группа ГАЗ сейчас готовит проект "Газель2", которая должна появиться на рынке примерно в то же время, что и елабужский Ducato,- в 2008 году. Не исключено, что "Газель-2" будет создана на основе модели Maxus производства британского завода LDV, который ГАЗ сейчас планирует купить. В этом случае модели станут прямыми конкурентами. "Пусть "Северсталь-авто" сперва выпустит хотя бы один Ducato, тогда можно будет говорить о конкуренции с нашими моделями",- так комментирует ситуацию Торин.
Эксперты считают, что несмотря на быстрый рост сегмента LCV внутренний рынок не готов принимать 75 тыс. автомобилей в год. Аналитик ИК "Центринвест" Геннадий Суханов полагает, что елабужский проект рассчитан на экспорт.
Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов отмечает, что если цена на Fiat Ducato будет установлена на уровне $15-20 тыс., то российский рынок "переварит" 25-35 тыс. машин, а остальные пойдут на экспорт. Впрочем, аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго сомневается в экспортных перспективах модели, поскольку ближайший к России рынок стран СНГ слишком узок. "Единственное, куда можно экспортировать Ducato,- это арабские страны",- полагает он.
В "Северсталь-авто" не называют объемы инвестиций (вкладывать в проект будет только российская сторона) и сроки окупаемости проекта, отмечая, что планируется значительная степень его локализации. Участники рынка, однако, уверены, что она будет небольшой: по данным представителя одного из автоконцернов, производственные мощности завода Sevel в итальянской Атессе, где выпускается Ducato, в 2,5-3 раза больше планируемых "Северсталь-авто". "При таких объемах вряд ли поставщики компонентов пойдут в Елабугу",- считает он.
Аналитики оценивают объем инвестиций российской стороны в $100-250 млн. "Вряд ли "Северсталь-авто" вложит в проект более $200 млн",- считает Шаго. По его словам, рентабельность производства не превысит 7-10%, а валовая прибыль в лучшем случае составит $100 млн в год. "При таком раскладе срок окупаемости составит минимум три года",- полагает аналитик. Суханов оценивает инвестиции "Северсталь-авто" в $100 млн, а срок окупаемости - в 5-10 лет. Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов отмечает, что если реализовывать елабужский проект по модели, опробованной Ford во Всеволожске, то инвестиции могут составить до $250 млн.

ОЛЬГА САМОФАЛОВА

Деловая газета "Бизнес"