17.07.2006

Закусочная с итальянским акцентом. Российские рестораторы продолжают экспансию на зарубежные рынки



Как стало известно "Бизнесу", владелец мастер-франшизы Sbarro "Бразерс и компания" запускает сеть фаст-фуда в Центральной Европе. Эксперты отмечают, что компания столкнется с массой сложностей на европейском рынке, а его темпы роста в разы ниже российского.
О том, что "Бразерс и компания" запускает рестораны в Европе, "Бизнесу" рассказал совладелец компании Мераб Елашвили. "Сейчас мы изучаем рынки Центральной Европы: Польши, Чехии и Венгрии.
До конца года в одной из этих стран будет открыто наше первое кафе, затем экспансия продолжится в этих и других европейских странах",- рассказал Елашвили.
Для Европы компания готовит новую ресторанную концепцию. "Это будет итальянский фаст-фуд со средним чеком 3-4 евро, название пока не утверждено. Рестораны будут открываться как в торговых центрах, так и в стационарных помещениях",- говорит Елашвили. Предполагаемая площадь ресторанов в ТЦ составит 100 кв. м, отдельно стоящих- 300-500 кв. м. Инвестиции в проект Елашвили не называет, уточнив лишь, что они будут на 15-30% выше, чем в России.
"Дольше проекты будут и окупаться - в течение трех-пяти лет (в Москве два-три года.- "Бизнес")",- добавляет он. По оценке аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, открытие точки в европейском ТЦ обойдется в $180-200 тыс., в отдельно стоящем здании - в $600 тыс. Открытие новой сети в России пока не планируется.
"Мы уже оперируем здесь двумя итальянскими сетями Sbarro и Viaggio, третью запускать пока нет смысла. Не планируется и продажа франшизы новой сети",- уточнил Елашвили.
Новый проект "Бразерс и компании" станет первым российским фаст-фудом за пределами страны. Ранее средний чек в ресторанах российских компаний не опускался ниже 20 евро- столько он составляет в пражской "Планете Суши". А, например, в Лондоне в ресторане "Сумосан" ужин стоит 60 фунтов, в "Якитории" - 30 фунтов.
Участники рынка говорят, что "Бразерс и компания" может столкнуться с проблемами на европейском рынке. "В Европе рентабельность ниже, ажиотажа по поводу ресторанов нет, а рабочая сила дороже, чем в России",- перечисляет генеральный управляющий сети "Шоколадница" ВладЛозицкий. "Итальянская кухня - лидер рынка в Европе, она проста и технологична, а себестоимость продуктов невысокая",- указывает главный редактор отраслевого журнала FoodService Анна Людковская. Но российский рынок фаст-фуда еще далек от насыщения, при этом его темпы роста (20-30% в год) в разы превышают европейские 2-4%, отмечает она. У Sbarro огромный ресурс в России, у них здесь много возможностей, отмечает директор по маркетингу сети "Теремок" Андрей Наркевич.
Некоторые эксперты считают, что новый проект "Бразерс и компании" связан с желанием владельцев оператора повысить его инвестиционную привлекательность. "Компании нужны значительные инвестиции для увеличения доли на российском рынке, продажа блокпакета стороннему инвестору поможет решить эту проблему",- говорит Владислав Кочетков из "Финама". Он оценивает 25% "Бразерс и компании" в $10-12 млн.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Деловая газета "Бизнес"