12.07.2006

Глобализация продавцов. Взгляд на торговлю



Сергей Ъ-Минаев,
обозреватель Ъ


В условиях глобализации фирмы разрабатывают все более высокотехнологичные и качественные товары – но прежде, чем приобрести их, покупатели сталкиваются с продавцами за прилавками магазинов. Продавцы явно также стали продуктом глобализации. В самом известном парижском универмаге Galeries Lafayette измученная и озлобленная продавщица далеко не французского происхождения швыряет на прилавок очередную пару перчаток – она недовольна, что покупательница никак не может решить, какие ей нужны. В бостонском универмаге продавец бегло изъясняется по-испански, но с большим трудом – по-английски. В Лондоне давно прошли те времена, когда Элиза Дулиттл из "Пигмалиона" Бернарда Шоу согласилась брать уроки грамотной речи у профессора Хиггинса, потому что хотела получить место продавщицы в цветочном магазине. Продавцы произносят нечто невнятное, не имеющее отношения ни к нормальному английскому языку профессора, ни даже к простонародному лондонскому диалекту Элизы. В Москве посетители супермаркетов, не являющиеся специалистами в области восточных языков, тщетно гадают, на каком из них переговаривается между собой обслуживающий персонал. А жуткий говор продавщиц славянского происхождения невозможно признать русским языком. Ясно, конечно, что владельцы магазинов просто хотят набрать работников подешевле. Однако в результате поиск покупателями изысканности парижских магазинов или солидности лондонских в большинстве случаев оказывается тщетным. Везде одно и то же. В значительной степени тщетными оказываются и попытки производителей улучшать свои товары. Какое значение имеет высокое качество товара в сочетании с доступной ценой, если равнодушие, нерасторопность и некомпетентность продавцов за прилавком вызывает у покупателей желание уйти из магазина? Даже деньги теряют цену, если между ними и товаром встает неквалифицированный и раздражительный продавец.

Разумеется, значительную роль играет то, что и покупатели подвержены глобализации. По всему миру бродят стада туристов, которые вовсе не являются лондонскими денди или парижскими щеголями, непритязательны и стремятся прежде всего к дешевизне. С какой стати нанимать для таких покупателей хороших продавцов? И так сойдет. Главное для туристов, чтобы во всех странах был приблизительно один и тот же набор товаров знакомых им марок. А вежливости, обходительности и профессионализма продавцов туристы могут и не оценить из-за плохого владения иностранными языками. Кого не удивить нынешним глобальным ухудшением уровня продавцов, так это граждан России. Москва до революции славилась хамством и привязчивостью приказчиков, которые прямо-таки хватали за руки прохожих и затаскивали в лавки. Разумеется, не для того, чтобы с отменной вежливостью обслужить и продать высококачественный товар. Основным лозунгом приказчиков было: "Не обманешь – не продашь!". Методы обмана были весьма изощренными. В Зарядье целый квартал жил продажей мехов, сшитых из кусочков настолько искусно, что на изнанке меха нельзя было заметить ни одного шва. Все швы были выведены на лицевую сторону. Поэтому, когда продавец нахваливал свой пушной товар и демонстрировал безупречную изнанку шкурки, покупатель был вынужден требовать: "Покажи товар лицом".

В советские времена хамство, лень и вороватость продавцов еще больше расцвели в связи с товарным дефицитом. Основным лозунгом советских продавщиц стало: "Вас много, а я одна". В постсоветские времена продавцы, казалось, должны были бы улучшиться. Однако этого не произошло – в Москве открылось столько магазинов, что на них всех, по-видимому, нормальных продавцов просто бы не нашлось. Владельцы магазинов и искать не стали, набирая совсем уж полуграмотных приезжих. Можно поэтому сказать, что в мире сейчас просто наблюдается глобализация российского стиля торговли.

Это не значит, конечно, что хороших продавцов не осталось. В Galeries Lafayette можно встретить отменно вежливых пожилых продавщиц-парижанок. В магазинах лондонской Jermyn Street c солидностью и вежливостью тоже все в порядке. Но это свидетельствует всего лишь о том, что не везде еще победила глобализация.

КоммерсантЪ