12.07.2006

Кто кого не любит? Американцы относятся к России лучше, чем русские к Америке



Господин Качинс поднимает в своей статье (см. материал на этой странице) весьма важную тему – и в российских, и в американских СМИ господствует сегодня недоброжелательный взгляд на противную сторону. Накануне саммита G8 напряженность в отношениях заметно нарастала: политики в СМИ упоминали даже о новой холодной войне, Москва пришла к убеждению, что в США сложился "антироссийский консенсус". Эту точку зрения, кстати, разделяет и российское общество в целом: по данным GMI Poll, 67% респондентов в России считают, что США относятся к России "скорее недружественно", а 25% – даже "определенно недружественно". Лишь 12% россиян, по данным World Public Opinion, полагают, что члены "восьмерки" воспринимают Россию как полноправного члена организации.

Отношение российского общественного мнения к США традиционно сильно зависит от событий на мировой политической арене. "В начале 1990-х отношение к США было очень позитивным, но несколько разочарований, даже переломов, которые пережило российское мировосприятие – такие как война в Чечне, выборы 1996 года, дефолт 1998 года,– 'раскачали' отношение к США",– говорит президент ФОМ Александр Ослон. На протяжении десятилетия благоприятно относились к США, как правило, больше половины россиян, а спады приходились на такие события, как вторжение в Ирак, зимнюю Олимпиаду в Лейк-Плэсиде, конфликт в Югославии. Тогда уровень симпатий к Америке опускался до 45%, а во время бомбежки Сербии – даже до 33%. Сейчас, по данным "Левада-центра", благоприятно относятся к США 45-47% россиян. В основе этих колебаний, по всей видимости, ревность россиян к американской сверхдержавности. Когда актуальность той или иной острой международной ситуации спадает, уровень позитивного отношения возвращается к привычным значениям, отмечает Александр Ослон.

В отношении американцев к России ситуация несколько иная. Данные опросов, обнародованные на этой неделе World Public Opinion, показывают, что нарастающая в последнее время напряженность в отношениях между Москвой и Западом пока не сказалась на массовом сознании. Сформировавшийся среди представителей политической элиты скептический консенсус о будущем демократии в России и ее места в G8 не разделяется общественным мнением: больше половины американцев полагают, что Россия является полноправным членом "восьмерки", сомневаются в этом лишь 31%. Не пользуются поддержкой и предложения исключить Россию из "восьмерки" – ее участие считают важным или очень важным 88% опрошенных. Американское общественное мнение пока с оптимизмом смотрит даже на будущее демократии в России: 71% считают, что через десять лет Россия будет более демократичной, чем сейчас.

В целом в США сейчас сложилось "безразлично-позитивное" отношение к России, считает Сергей Караганов, председатель Совета по внешней и оборонной политике. "Такое отношение оформилось после окончания холодной войны, когда американцы поняли две важнейшие вещи: мы больше не коммунистическая страна и мы не враги им,– говорит Караганов.– С тех пор это отношение если и меняется, то незначительно; все остальные нюансы интересны только ограниченному числу групп политиков и бизнесменов". "Средний американец не слишком часто задумывается о России",– соглашается с ним аналитик нью-йоркской Eurasia Group Денис Маслов. По мнению Караганова, волна критических публикаций и выступлений в адрес России это, во-первых, система сигналов, способ трансляции экономических и политических пожеланий; во-вторых, проявление корпоративной солидарности американских журналистов и либеральных интеллектуалов, осуждающих любые факты ущемления демократии, не только в нашей стране. Отношение американцев к России за последнее десятилетие в целом пережило определенную эволюцию. По данным исследовательской организации Harris Poll, в 1993 году 10% американцев считали Россию союзником, 56% – другом, но не союзником, а 7% – противником. На протяжении следующих лет отношение к России в США заметно ухудшалось. Первый провал приходится на 1995 год: через год после начала чеченской войны лишь 4% считали Россию союзником, доля считающих ее другом снизилась до 42%, а врагом – выросла до 14%. Второй провал связан с югославской кампанией. В 2000 году лишь 5% американцев считали Россию союзником и только 31% – другом. Большинство же американцев, по данным Gallup, придерживались тогда неблагоприятного мнения о России.

Новым поворотом стали события осени 2001 года, считают специалисты World Public Opinion. К маю 2002 года, по данным ABC News, благоприятно относились к России уже две трети американцев. Сегодняшнее отношение в России основано именно на инерции после того момента. И на сегодня в США нет значительных электоральных настроений, на которые могли бы опереться политики, желающие проводить гораздо более жесткую политику в отношении Москвы. Хотя говорить о том, что политические процессы в России не влияют на отношение к ней со стороны рядовых американцев, тоже не приходится.

КоммерсантЪ