03.07.2006

Государство откажется от доли



Депутаты Госдумы предлагают отказаться от обязательства сохранять при проведении допэмиссии долю государства в неизменном виде в компаниях с его акционерным участием. На этой неделе Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в закон о приватизации и в закон об акционерных обществах, которые, по мнению депутатов, позволят предприятиям избавиться от неуместного присутствия государства в уставном капитале, повысив инвестиционную привлекательность. Подобный подарок предпринимателям может дорого обойтись бюджету, предупреждают эксперты. Размыв долю государства в компании, акционеры автоматически понизят ее рыночную стоимость.

При проведении допэмиссии акционерного общества государство, в руках которого находится блокирующий пакет акций (25%+1), обязано также увеличить свою долю в уставном капитале ОАО. Такой механизм не позволяет остальным акционерам размывать государственные и муниципальные акции в капитале и получать полный контроль над предприятием. Однако на практике госструктуры не всегда в состоянии найти в бюджете средства, необходимые на оплату допэмиссии, особенно если речь идет о двукратном увеличении уставного капитала. "Если у государства не находится нужных средств, то, как правило, оно голосует против проведения допэмиссии",- рассказывает управляющий партнер юридической фирмы "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов.

Чтобы предоставить компаниям возможность развиваться самостоятельно, группа депутатов внесла в Госдуму поправки в закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также в закон "Об акционерных обществах". Законопроект делает необязательным участие государства в допэмиссии: сохранение его доли в уставе ОАО будет возможно только на основании решения правительства или органов местного самоуправления. На прошлой неделе законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении комитетом по собственности Госдумы. "Рекомендуя законопроект к принятию в первом чтении, мы приняли концепцию, которая направлена на расширение способов приватизации, но по технике исполнения документ нуждается в серьезной доработке",- говорит председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский. Например, по его словам, отдельным положением в законе необходимо установить порядок приватизации стратегических предприятий, решение по которым должен принимать президент, а не правительство.

Эксперты называют предложение депутатов "революционным", сравнивая его даже с механизмом залоговых аукционов, благодаря которым многие компании в середине 1990-х приобрели крупные государственные активы. "Это новый способ приватизации, который поможет предприятиям избавиться от неуместного и бессмысленного участия государства, которое зачастую не играет роли в жизни компании. Кроме того, принятие закона ускорит развитие компаний, позволив привлекать дополнительные инвестиции",- говорит управляющий партнер "Вегас-лекс" Альберт Еганян.

Впрочем, принятие законопроекта чревато потерями для бюджета, так как размывание государственной доли, чем активно воспользуются владельцы предприятий, приведет к безвозмездной раздаче активов. Поэтому с прохождением поправок в Госдуме могут возникнуть сложности. "Понятно, что государство не всегда хороший собственник, но эту проблему можно было бы решить другим путем- сохранить существующую систему при условии, что государство начнет продавать активы предприятий, в отношении которых оно давно не принимает судьбоносных решений. В итоге бюджет получит "живые" деньги",- говорит Юрий Добронравов.

Но для этого необходимы критерии отбора предприятий для приватизации



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Деловая газета "Бизнес"